Горнолыжный курорт «Эльбрус. Горнолыжный курорт Приэльбрусье. Эльбрус и Чегет В цену на номер входит

Думаю, многие из вас с интересом смотрели фильмы про восхождения на горы, про альпинистов. И у кого-то даже мелькала мысль — а каково это, подняться на несколько километров вверх ? Почему почти все фильмы про восхождения (впрочем, как и реальные восхождения) буквально пропитаны духом опасности? Какие нагрузки испытывает при этом организм человека?

На реальную экспедицию в большие горы отважатся немногие — это удел избранных. Это требует серьёзной подготовки: физической, моральной и финансовой, наконец…

Но всё-таки есть в России одно место, где у вас есть реальный шанс прочувствовать на себе все «прелести» высокогорной местности, понять, что чувствует наше тело на большой высоте, побыть героем дня в соцсетях. А заодно — полюбоваться незабываемыми пейзажами.

Если вам такой «опцион» по душе — добро пожаловать на Эльбрус , самую высокую горную вершину России и Европы.

Поездка на Эльбрус и Чегет в мае на машине

Где находится Эльбрус

До прошлого года я, несмотря на свой богатый туристический стаж, вряд ли смогла бы точно ответить на вопрос — где находится Эльбрус? Где-где, на Кавказе! Что, конечно, было бы правильным ответом. Но не полным.

И лишь когда прошлой осенью мы попали в славный город Пятигорск , Эльбрус перестал быть для меня абстрактной горой на Кавказе. Когда мы поехали на экскурсию , я увидела дорожный указатель на Эльбрус, до которого оставалось всего около 100 км… И я поняла, что обязательно туда съезжу. Не в этот раз, так в следующий. Но точно скоро.

Итак, гора Эльбрус (высота 5642 м) находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия и представляет собой горный массив вулканического происхождения, то бишь потухший вулкан. Это один из крупнейших центров альпинизма и горнолыжного спорта в России и Европе.

От Пятигорска до подножия Эльбруса всего 150 км. И в хорошую погоду с Машука открывается неплохой вид на Эльбрус.


Но наша цель — подняться на сам Эльбрус на канатной дороге. И вот, солнечным майским утром мы грузимся в нашу машину и выдвигаемся из Пятигорска, чтобы увидеть всё своими глазами.

Приэльбрусье весной-летом: что здесь делают туристы

Летний сезон в Приэльбрусье — раздолье для активного отдыха. На гору постоянно поднимаются альпинистские группы, а живописные виды вершины Эльбруса, которая даже летом покрыта белыми снегами, привлекают толпы обычных туристов. И с каждым годом желающих подняться на знаменитую гору, становится всё больше.

Канули в лету времена, когда здесь стояли «старорежимные» канатки, на которых не то что подниматься — со стороны то смотреть страшно было…Теперь все рекламные буклеты, зазывающие на Эльбрус, обещают приятную прогулку на быстром и безопасном подъёмнике. Ну, что ж, посмотрим…


Как одеться для поездки в Приэльбрусье

Пока я изучала туристические форумы в поисках информации, что из себя представляет Эльбрус в мае, мне чаще всего попадалось обсуждение вопроса — насколько холодно в это время года Приэльбрусье? И мнения были прямо-таки полярные. Одни писали, что поднимались в легкой флиске и не замёрзли. Другие утверждали, что брали с собой зимнюю одежду и обувь — и не пожалели…

Я ориентировалась на то, что у нас в Поляне, поднимаясь летом на вершину Чёрной Пирамиды, брала с собой лишь легкую спортивную куртку. И ничего, кроме хороших кроссовок, мне для прогулки по снежнику собственно и не требовалось. Если будет яркое солнце, то вы ещё вспотеете и сгорите. А если налетит тучка… Просто нужно понимать, что погода в горах меняется раз в 5 минут, и предусмотреть все сценарии всё равно не получится. Поэтому стоит иметь при себе пару дополнительных слоёв одежды разной степени утеплённости, например — тёплую флиску и куртку-ветровку. Положите их в рюкзак, и потом на месте сориентируетесь, что вам захочется одеть.

Что посмотреть по дороге на Эльбрус

Вообще говоря, дорога на Эльбрус, начиная от поворота с трассы перед населённым пунктом Баксан, идёт по красивой долине между гор, вдоль реки Баксан .


Река длинная - 173 км. Её истоки находятся в ледниках Эльбруса, потому река бурная и холодная. И пейзажи красивые:


А дорожное покрытие здесь хорошее, так что поездка на машине будет приятной.

Памятник первым покорителям Эльбруса

Первым местом, где мы сделали небольшую остановку, был Памятник первым покорителям Эльбруса. Он находится за мостом через реку Баксан, перед селом Верхний Баксан . Представляет собой четыре постамента. На двух из них возлежат фигуры снежных барсов, а на двух друг — фигуры двух отважных горцев: кабардинца Киллара Хаширова (в других источниках – Хачирова) и балкарца Ахии Соттаева.


Первый был в 1829 году проводником в экспедиции на Эльбрус под руководством начальника Кавказской укрепленной линии генерала Г. Эммануэля и собственно единственным человеком из всей экспедиции, кто поднялся на вершину Эльбруса (остальные «сдулись» на высоте 5350 метров). Второй стал проводником для группы англичан-альпинистов под руководством Д. Фрешфильда в 1868 году и потом еще раз, спустя шесть лет.


Тырныауз

Городок Тырныауз — административный центр Эльбрусского района и крупнейшее поселение в долине. Возник он в 1934 году, когда здесь было открыто вольфрамо-молибденовое месторождение и построен комбинат, который снабжал сырьём нашу военную промышленность. Этот градообразующий комбинат был одним из флагманов цветной металлургии СССР.

После развала Советского Союза, когда градообразующее предприятие потихоньку покатилось в пропасть, городок стал приходить в упадок. Работать на заводе стало не модно. Вдобавок он не раз пострадал от селей, сходящих с окрестных гор… После них инфраструктура почти не обновлялась — денег не было. Люди начали уезжать в крупные города, просто бросая свои квартиры, т.к. продать их в то время было практически нереально — Кавказ сотрясали военные конфликты…

Короче, про Тырныауз почти на каждом туристическом сайте было написано, что это город-призрак , который пугает проезжающих мимо туристов полузаброшенными домами. Так что я настроилась увидеть практически «кавказский Чернобыль». Но городок оказался не так уж и страшен:



Видимо, за последние годы туризм пошёл в рост, и городок стал постепенно оживать.

Это было бы логично — сделать из него туристический центр, где смогут отдыхать горнолыжники, покорители Эльбруса и прочие любители горных пейзажей. Ведь отсюда до Эльбруса совсем рукой подать — всего 30 км. Хочется надеяться, что не за горами те времена, когда здесь будут построены приличные отели, открыты магазины, кафе, сувенирные лавки… Но пока всего этого нет. А есть красивая природа — и требующие ремонта полужилые многоэтажки…

Посёлок Эльбрус

Если Тырнауз нам запомнился, то про посёлок Эльбрус этого вообще не скажешь. Проехали его просто насквозь и поехали дальше. И впереди видим указатель на Поляну Нарзанов.

Поляна нарзанов


Если честно, с первого взгляда на это место мне (как гиду) стало понятно: это аттракцион для туристов в чистом виде. Да, нарзаны тут есть:


Но на один источник тут приходится 5-7 разных кафе и сувенирных павильонов. Впрочем, если вам захочется перекусить и прикупить каких-либо сувениров из поездки в Приэльбрусье — то не проезжайте мимо.


Мы просто попили кофе (100 руб. за чашку) и поехали дальше — уже не терпелось подняться на сам Эльбрус.

Именно по этой же причине мы пока проехали поворот на Чегет, хотя он и находится почти сразу за Поляной нарзанов. В него мы заедем на обратном пути. Пока же едем дальше.

Терскол

А дальше был Терскол. Такой же небольшой, как и Эльбрус, но из-за высоких сосен какой-то более уютный. Терскол изначально был построен для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья. Но сейчас его советуют всем туристам, как недорогой вариант размещения в Приэльбрусье. Здесь и правда немало мини-отелей и гостиниц. Кстати, цены на них были довольно приличные даже сейчас, в мае (т.е. вроде как в межсезонье).

Но как я поняла потом, летом на них здесь тоже есть спрос. А всё потому, что здесь в пределах 15–20 км (по хорошей шоссейной дороге), найдется с десяток разных, легкодоступных, не похожих друг на друга, красивейших недлинных (4–8 км) маршрутов.

В центре посёлка находится контрольно-спасательная служба, которая является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России. Еще, что привлекает внимание — это стоящие по обочинам, в лесочке, пушки-зентики. Но нет, это не эхо кавказских войн. Это антилавинные пушки. Чтобы принудительно спускать лавины в нужное время в нужном месте.

Поляна Азау и подъём на Эльбрус


Поляна Азау находится на высоте 2300 метров. И это конечная часть автомобильного маршрута. Паркуемся в одном из переулков. Сейчас, в мае, проблем с этим нет. Как нет и предупреждений о том, что парковка в этом месте платная. А может, она и не платная, но какой-то мужичок перед нашим отъездом с Азау подошёл и стряс с нас 200 рублей. Вроде, мелочь. Но за что — не понятно…

Да, туристическая инфраструктура здесь, конечно, не такая обширная, как в Красной Поляне. Всю поляну Азау можно обойти пешком за 10 минут. И самые лучшие отели здесь выглядят, как краснополянские недорогие хостелы.



Но нам здесь не ночевать. Поэтому насчёт отелей мы особо не заморачиваемся, а сразу идём к кассе канатной дороге.


Покупаем билет на подъём до отметки 3780 — станция Гарабаши . Это обходится нам в 1250 рублей на человека. Грузимся в 8-ми местную гондолу и начинаем своё «покорение» Эльбруса. Его вершина скрыта от нас плотными облаками.

Кстати, погода за время нашего перемещения из Пятигорска до Терскола успевает поменяться. Солнце прячется за облака, а температура воздуха снижается градусов на 10: если в Пятигорске было около +25, то на поляне Азау уже не больше +15.

Но вот и она остаётся внизу:


По пути успеваем сделать несколько фотографий. Вот параллельно с нами (но немного медленнее нас) поднимается вагончик старой канатки:


А первая пересадка нам предстоит на отметке 3000 метров над уровнем моря. Выходим из кабинки и идём к следующей очереди подъёмника, подгоняемые прохладным ветерком.


Пока особых перемен в самочувствии не наблюдаем. Но здесь ещё больше похолодало и под ногами уже лежит снег:


На следующем отрезке канатной дороги — до 3500 — замечаем, что видимость ухудшилась, гору начало заволакивать облаком, и с неба посыпалась снежная крупа.

На склонах под канаткой мне удаётся разглядеть несколько трасс для катания. И ещё я замечаю, что снег здесь тоже с песочно-розовым оттенком, точь-в-точь как у нас в Красной Поляне выпал снег цвета крем-брюле в марте:


А вообще, этот регион любят за его внетрассовые возможности, т.е. за отличный фрирайд.

Выходим на 3500 и попадаем в самую настоящую зиму:




Но тот факт, что температура здесь около ноля, не самый удивительный. Больше всего удивляет реакция собственного организма: голова кружится как после хорошего шампанского. Ну, и несмотря на облачность, снять тёмные очки с глаз нереально — глаза начинают слезиться от избытка ультрафиолета.

Кстати, именно поэтому нам не так уж и холодно: снизу от снега чувствуешь тепло. Это тот самый ультрафиолет, отражённый от снега, подогревает тебя…

Последний отрезок — до 3780 метров. Выходим из кабинки и понимаем — находиться на такой высоте без подготовки тяжеловато — уже здесь становится немного трудно дышать. Хотя кое-кто чувствует себя здесь вполне комфортно и даёт себя погладить:


Ехать ещё выше, на кресельной канатке, или как нам предлагают местные «джедаи» — на снегоходах, в нашей одежде, понятное дело, смысла нет. Зато туда, наверх, мимо нас уходит на лыжах группа хорошо экипированных покорителей Эльбруса…


А мы спасаемся от холода в простеньком кафе.


За окнами снежная мгла, которая с каждой минутой усиливается. Вот тебе, бабушка, и шикарные виды на Эльбрус… Из Пятигорска его было видно даже лучше))) Немного обидно, что не получилоь в полной мере прочувствовать красоту этого места.

Ну, и ещё поразил местный туалет. Нет, в кафе его нет. Он находится позади кафе и выглядит так: над пропастью висит металлический коробок, в полу — дырка, под ней -метров 100 обрыв. Да, тут как в том анекдоте, пойдёшь пописать — заодно и …

Отогревшись немного в кафе, отправляемся в обратный путь. По мере спуска кабинки голова перестаёт кружится. Но уши закладывает. Наваливается непонятная усталость.

Зато погода вдруг снова меняется, облака расступаются, и мы любуемся красивой панорамой гор. Эльбрус как бы извиняется перед нами за суровый приём на 3780 …


Так что на обратном пути фотосесиия была более продолжительной.


И настроение заметно улучшилось! Так что на поляну Азау мы прибываем довольные, сделав огромное количество ярких фотографий.



В конце концов, мы были на Эльбрусе, и он теперь тоже будет в наших сердцах.

Теперь +15 на поляне Азау кажутся нам настоящим теплом. Немного прогуливаемся вдоль рыночка с местной вязаной продукцией:


И ещё заходим покушать хычины в кафе. Вот теперь можно и на Чегет взглянуть.

Чегет непокорённый

Горы Чегет и Эльбрус стоят практически друг против друга. Чегет в переводе с балкарского означает «северный» или «находящийся в тени». И да, он конечно, сильно уступает своему великому брату Эльбрусу — всего-то 3422 метра высотой. Но зато с него, по словам бывалых туристов и горнолыжников, открывается самый лучший вид на Эльбрус.

А кроме того, некоторые из наших инструкторов, вместе с которыми я работаю в Красной Поляне, утверждали: тот, кто сможет кататься на склонах Чегета, сможет покататься везде. В общем, у меня были две причины подняться на Чегет: сделать шикарные кадры с Эльбрусом и увидеть те самые сложные для катания склоны Чегета.

И обе причины были плавно перенесены на следующий раз неработающей канаткой Чегета. Да, припозднились мы: она работала до 16 часов. А мы приехали на поляну перед Чегетом уже в половине пятого. И старый подъёмник Чегета замер до следующего утра. Обратите внимание: современных кабинок, как на Эльбрусе, здесь нет. Канатка кресельная, открытая. Поэтому тем, кто боится высоты, сюда точно не надо:


Правда, можно подняться на гору пешком (и сэкономить 600 рублей), но этот способ — точно не для «диванных жителей». Кстати, местные гиды водят сюда желающих совершить восхождение на Эльбрус для первичной аклиматизации перед походом.

Сама поляна показалась мне даже более уютной и приветливой, чем поляна Азау. Здесь полно разных кафешек. Позади них примостились разномастные отели, новые и не очень:


И за парковку с нас никто не взял ни рубля. И на квадроцикле нашего ребёнка бесплатно покатали пару минут, за его широкую улыбку))


Одним словом, Чегет остался хоть и непокорённым, но стал приятным воспоминанием этого дня.

А нам предстоял обратный путь длинной 150 км до Пятигорска, и нашего номер в . Въезжали в Пятигорск уже в полной темноте. И глядя на его цветущие клумбы и аллеи , нам не верилось, что ещё три часа назад мы гуляли по заснеженным склонам Эльбруса

Размещение на Эльбрусе и Чегете

Если честно, если б у нас не было других планов на следующий день, мы б с большим удовольствием остались на Эльбрусе ночевать. Тем более, что номерной фонд в окрестностях Эльбруса есть на разный вкус и кошелёк.

  • для горнолыжников самыми удобными вариантами будут отели прямо рядом с подъёмниками, на поляне Азау: Вертикаль , Сириус , Джан Туган , Шахерезада , Relax hotel Azau Star 4* , или на Чегетской поляне: отель Озон , гостиница Лагуна 3* , отель Снежный барс .
  • также можно найти хорошие отели в п.Терскол: отель Смайл , Озон Семь вершин , отель Поворот , отель Терскол 3* , отель Сарай гора .
  • чуть подальше, но тоже недалеко от горнолыжных курортов, в п.Эльбрус: Шаман шале у Эльлбруса , отель Sky Эльбрус , отель Марал , Elbrus Plaza

В высокий сезон (декабрь-январь) стоит позаботиться о размещении сильно заранее. Отелей хотя и немало, но все приличные варианты бывают выкуплены.

Резюме

Вот такой у нас получилась эта поездка в Приэльбрусье. Конечно, за один день сложно охватить всё то, за чем люди приезжают в этот регион на неделю-две. Поэтому скорее всего наш маршрут ещё не раз пройдёт по этой живописной долине.


Так что, если вы вообще любите горы, ностальгируете по романтике советской эпохи, мечтаете об активном и небанальном отпуске — то Приэльбрусье вас ждёт!

А мы за своими следующим впечатлениями отправились в другую долину и другую, соседнюю, республику Северного Кавказа. Но это уже совсем другая история… Следите за новыми статьями!

До скорой встречи на блоге!

В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания - 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.

Гора Эльбрус - канатные дороги и трассы Эльбрус-Азау

Гора Эльбрус - высшая точка России и Европы - это две вершины потухшего вулкана. Восточная - высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная - 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» - 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.


Канатные дороги комплекса Эльбрус-Азау

Первая очередь: Азау - Кругозор

Горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия Эльбруса, здесь находятся пункты общественного питания, есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая. На поляне Азау имеются две станции канатных дорог:

  • старая маятниковая;
  • новая гондольная дорога.

Обе канатные дороги идут параллельно друг другу. В настоящее время действуют 2 очереди у каждой канатки, 3-я очередь находится в стадии строительства. На 3-й очереди также имеется однокресельная канатка, которая, однако, работает не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) выше все желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» примерно 20 минут.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». На обеих станциях имеются кафе и шалычные. Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы - 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость - 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час.

Вторая очередь: Кругозор - Мир

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус - 2»(3000 - 3500 м) начинается от станции «Старый Кругозор» и идет до станции «Мир». Протяженность дороги - 1500 м. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (3000 - 5000 м) была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы РОМА - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» и «Мир». Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

Третья очередь: Мир - Гара-Баши

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».

  • Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» (3500 - 3850 м) начинается от станции «Мир» и идет до станции « Гара - Баши». Однокресельный подъёмник достаточно старый, работает не стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны Азау 2300 м.

Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки - частные, поэтому их стоимость колеблется. Ориентировочно, расстояние в 18 км можно преодолеть за 1000 рублей.


Очереди Вид дороги Перепад высот (м) Пропускная способность, чел. / час Время в пути (мин) Длина трассы (м)
Бугель на поляне Азау 2300 м-2500м Бугель ВЛ-400, «Швабры» лягушатника в Азау 200 - 5 500
1-я очередь
Азау (2350м)-Старый Кругозор (3000м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-1»
(20-ти местн. кабины)
650 100 чел/час 12 1740
Гондольная канатная дорога «POMA-1»
(8-ми местные гондолы)
580 2400 чел/час 5
2-я очередь
Старый Кругозор (3000м)- Мир (3500м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2»
(20-ти местн. кабины)
500 100 чел/час 12 1500
Гондольная канатная дорога «POMA-2»
(8-ми местные гондолы)
514 2400 чел/час 5 1800
3-я очередь
Мир (3500м)-Гара-Баши (3780м)
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус», 1-но местная 250 130 чел/час,
на ремонте
12 1500
Гондольная канатная дорога 374 на стадии строительства 5


Характеристика трасс комплекса Эльбрус-Азау

Красная трасса «Старый кругозор»

Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 90 м, перепад высот - 500 м. Протяженность спуска - 1900 м. Средний уклон трассы - 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.

Красная трасса «Азау»

Пологий спуск до «Ольгиного поворота», затем крутой - по желобу протяженностью 50 м с уклоном 35, в конце участка трасса поворачивает налево и по карнизу, мимо высокогорного отеля, плавной дугой уходит влево и выходит на прямой финишный участок под канатной дорогой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как возможно столкновение с лыжниками, стартующими от верхней станции бугельной канатной дороги ВЛ-350. Протяженность трассы - 2 км, перепад высот - 650 м. Угол наклона - 50 .

Синяя трасса «Гара-Баши»

Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 80 м, а перепад высот - 300 м. Протяженность - 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.

Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)

Трасса находится справа от бугельной канатной дороги ВЛ-350 по пологому желобу. Трасса длиной 300 м и с перепадом высот 50 м стартует на высоте 2400 м. над уровнем моря. Средний угол наклона - 15 . Рельеф средний, травянистый покров на вулканических породах, по правой стороне трасса граничит с березовым лесом. Подъемник - БКД ВЛ-350 протяженностью 300 м с перепадом высот 50 м. У подножия Эльбруса ежедневно стоит вертолет. Также возможен перелет на Домбай, катание там и возвращение обратно. Освещение отсутствует, большое количество осадков в Приэльбрусье гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. Работает хорошо оснащенная служба спасателей. Наиболее опасные места на трассе - камни, скалы, строения огорожены улавливающей сеткой.


Гора Чегет: канатные дороги и трассы

Именно на Чегете (2100 - 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет - 3700 метров. Максимальная высота подъема - 3050 метров. Перепад высот катания - 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги "Парная" и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников - 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс - 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.


Первая очередь (2100-2750)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-1» отходит от нижней станции Поляны Чегет и продолжается до станции кафе «Ай» (2750 м). Станция кафе «Ай» располагает смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на горы. Перепад высот - 650 м.
  • Парно-кресельная дорога «Парная» дублирует ККД «Чегет-1» и также идет от нижней станции поляны Чегет и доходит до станции кафе «Ай».

Вторая очередь (2750-3000)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-2» отходит от кафе «Ай» и идет до станции Чегет. В пути открывается картина: справа белоснежные шапки Эльбруса, слева - сверкающие вечными снегами вершины Донгузоруна, Когутая и Накры.

Бугельно-буксировочные дороги

  • буксировочная дорога ВЛ-650 - (2750 м - 3000 м) протяженностью 650 метров, время в пути 5 мин;
  • буксировочная дорога ВЛ-300 - (3000 м - 3070 м) протяженностью 300 метров, время в пути 3 мин.

Самые большие высоты в Европе, протяженные трассы для спуска разных степеней сложности, приятный климат, снежные зимы, комфортные температуры и много солнца – вот те факторы, за которые так любят горы Северного Кавказа.

Приэльбрусье привлекает множество любителей горных лыж и фрирайда от профессионалов до начинающих. Если для последних отлично подойдет курорт Эльбрус Азау, то профессионалам стоит обратить внимание на Чегет.

Мы изучили все особенности инфраструктуры и трасс курортов, чтобы вы могли подготовиться и осознанно сделать свой выбор, а так же актуализировали цены на горнолыжный сезон 2016/2017.

Самолетом

Из дальних мест на этот горнолыжный курорт удобно прилетать самолетом. Билеты нужно брать до аэропортов Минеральные Воды (можете выделить полдня на ) или Нальчика ().

Аэропорт Минеральные Воды: прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Липецка, Норильска, Симферополя и др. Из других городов возможен перелет с пересадкой в Москве.
Время в пути от Москвы: 2 часа
6 000 - 9 000 р.

Аэропорт Нальчика: прямые рейсы из Москвы. Из других городов возможен перелет с пересадкой в Москве.
Время в пути от Москвы: 2 часа
Средняя стоимость билета туда-обратно: от 11 000 р.

Уточните точную цену авиабилетов на нужные вам даты:

Поездом

Если вам ближе поезда, то кроме Нальчика и Минеральных Вод вы можете ехать до Прохладного или Пятигорска.

На вокзал Минеральных Вод и Пятигорска ходят поезда из многих крупных городов России.
Время в пути от Москвы: 1 день

До склонов Эльбруса и Чегета на автобусе/автомобиле

Из этих крупных городов организовано прекрасное автобусное движение до трасс Чегета и Эльбруса-Азау. Помимо сравнительно дешевых рейсовых автобусов, которые довезут вас за 2,5-3,5 часа, есть еще маршрутки и обычные такси, что выйдет несколько дороже, зато без привязки к графику движения. С таксистами лучше торговаться. В пик сезона цену завышают настолько, что можно уговорить водителя на 2/3 от озвученной первоначально цены.

Расстояние до склонов от Нальчика – 130 км. Немного дальше от Минеральных Вод – 180 км.

При движении на автомобиле нужно доехать до поста города Баксан, а далее держать курс на села Тырныауз и Эльбрус, за которыми и будет находиться курортная зона.

Поселки курортной зоны

Всего в курортной зоне 6 поселков, которые растянулись вдоль Баксанского ущелья на 16 км, но имеющих развитую инфраструктуру для туризма 3. От поселков до подъемников добираются на такси.

Горнолыжный сезон

Сезон катания с октября практически до мая месяца, а выше Гарабаши трассы в приемлемом состоянии круглый год. Самое приятное время – февраль, март, апрель. В марте погода хороша настолько, что на склонах можно увидеть загорающих.

  • Покупая ски-пасс на все время пребывания на отдыхе вы экономите деньги;
  • Не ждете в очереди для покупки разового ски-пасса.

Небольшое уточнение: если вы хотите воспользоваться бугельным подъемником, то на него общий ски-пасс не распространяется. Нужно будет купить одноразовый билетик.

Основных зон катания в Приэльбрусье две: Эльбрус Азау и Чегет. О них мы и расскажем подробнее.

Эльбрус - Азау

Начинать знакомство с горными лыжами нужно со склона Эльбрус на первой очереди.

День-два обязательно нужны для привыкания к климату. Если сразу подниматься на максимальную высоту, можно легко поймать горную болезнь.

Проявления болезни не из приятных: утомляемость, одышка, головная боль, учащенное сердцебиение, метеоризм, тошнота, доходящая до рвоты. Поэтому не откажите своему организму в периоде адаптации и привыкайте к высоте постепенно.

Красивый официальный ролик о сезоне 2015/16 на Эльбрусе:

Цены на ски-пассы для канатных дорог склона Эльбрус-Азау

На склонах Эльбруса-Азау работает три подъемника - первая, вторая и третья очереди. Тариф на ски-пасс зависит от количества дней, на которые ски-пасс покупается, даты (праздники - дороже), и используемых подъемников. Приведем ниже информацию с официального сайта курорта по ценам на сезон 2018/2019:



Помимо собственно стоимости, с вас еще возьмут 100 рублей за пластиковую карточку ски-пасса, и вернут сумму после возвращения карты.

Первая очередь - самая низкая точка для катания, третья - самая высокая. Чем выше вы собираетесь подниматься и чем длиннее будут доступные вам трассы, тем дороже будет стоить ски-пасс.

Ниже мы разберем, какие подъемники до куда идут и чем эти очереди друг от друга отличаются.

Канатные дороги

На склоне Эльбруса их целых 7, одна из которых пока находится в стадии строительства. Протяженность дорог разбита на 3 части – 2 пересадки.

Первая очередь идет от станции «Азау» до «Старого кругозора». Вы можете подняться на новой канатке гондольного типа «Рома-1» за 5 минут, или воспользоваться маятниковой канатной дорогой «Эльбрус-1», которая доставит вас за 12 минут. Протяженность трасс в первом случае 1740, во втором – 1900 метров, проходящих на высоте до 3000 метров над уровнем моря.

Вторая очередь идет от станции «Старый кругозор» до станции «Мир», поднимая вас на высоту трех с половиной тысяч метров за 7 минут на «Рома-2» или 12 минут на «Эльбрус-2». За это время вы покроете расстояние в 1800 метров.

Третья очередь вознесет вас к высоте 3780 метров за 15 минут на кресельной дороге «Эльбрус». Гондольная канатка, дублирующая этот километровый подъем, еще не готова к введению в эксплуатацию.

Можно подняться еще выше – до «Приюта-11», воспользовавшись ратраком или снегоходом. Подъем займет около 20 минут и будет стоить от 400 рублей.

Бугельная дорога идет по поляне Азау 5 минут и поднимает с отметки 2300 метров на 2500.

Трассы Эльбрус-Азау

На склонах Эльбруса находится 7 трасс, в большей степени подходящих новичкам и любителям, чем трассы Чегета. Хотя на самом деле трассы никак не отделены друг от друга и представляют собой широкую общую полосу для катания.

  • От «Приюта-11» до «Гара-Баши» широкий пологий склон, подходящий для обучения новичков, когда те привыкнут к высокогорной местности.
  • От «Гара-Баши» до станции «Мир» перепад высот составит 280 метров. Пологая и широкая, трасса достаточно крутая и ей присвоена средняя степень сложности. Справа уже и круче, чем слева.
  • От «Мира» до «Старого кругозора» перепад высот в 500 метров. Начало этого участка лишь для самых опытных. Чуть ниже спуск будет по силам любителю, крепко стоящему на лыжах.
  • От «Кругозора» до поляны Азау перепад 650 метров. Сначала узкая и крутая, трасса постепенно расширяется до средней степени сложности.

Вот на этом видео можно наглядно посмотреть спуск от Станции Мир до поляны Азау, 4,5 км:

Общая протяженность спуска от точки Гарабаши до Азау – 6815 метров, с шириной трассы от 60 до 80 метров, что соответствует международным стандартам для катания на лыжах.

Ущелье Гарабаши, Терскольское ущелье, Обсерватория и Полуфинал, а также несколько более мелких трасс, опасных для жизни, используются поклонниками фрирайдинга.

Несмотря на серьезную спасательную службу и наличие гидов, способных предупредить об опасностях и особенностях той или иной трассы, порой происходят несчастные случаи.

Люди гибнут из-за небрежности, схода снежных лавин или попадания в трещины двадцатиметровой глубины вне зон накатанных трасс.

Чегет

Склоны горы Чегет однозначно не для новичков.

Ски-пасс на Чегете

Если вы уже купили ски-пасс на склоны Эльбруса, вам отдельно придется покупать его для Чегета. В продаже только два варианта: экскурсионный за 500 рублей и на весь день за 800.

Канатные дороги Чегета

На Чегете всего три канатки и две очереди. Добраться от поляны Чегет до кафе «Ай» можно на кресельной дороге «Чегет-1» или парно-кресельной дороге. Подъем протяженностью 1600 метров в первом случае займет у вас 11 минут, во втором – 17. За это время вы подниметесь с высоты 2700 на высоту 2750 метров над уровнем моря.

Кресельная «Чегет-2» второй очереди поднимает на высоту 3000 метров за 6 минут. За эти минуты под вами пролетят 900 метров горного склона.

Трассы Чегета

Всего трасс на Чегете 15, общей протяженностью 20 км. Перепад высоты от верхней до нижней точек составляет 950 метров.

Бугристость, крутые склоны, сосновый лес привлекают фрирайдеров. Сноубордисты предпочитают южный склон – он шире, хоть и сохраняет крутизну склона.

Начинающим тут делать нечего. Разве что есть небольшой кусочек легкой трассы в 350 метров длинной на самом верху – выше станции «Чегета 3», куда можно попасть только на бугеле. Все остальное помечено как трассы высокого уровня сложности – для профессионалов и фрирайдные спуски. Дополнительный риск создают вероятность схождения лавин и скалы.

Видео фрирайдеров на Чегете:

Жилье

Пансионаты и гостиницы

Самый простой вариант снять гостиницу - выбрать и забронировать ее на официальном сайте курорта: http://prielbrusie-ski.ru/view/accommodation/ или в специализированном агрегаторе жилья в Приэльбрусье - nedoma.ru

Или же воспользуйтесь отельными агрегаторами (Букинг, Островок, Октого) - там вы сможете найти правдивые отзывы и воспользоваться бонусами агрегатора.

Частный сектор

Если вы предпочитаете квартирные условия, то лучше остановиться в Терсколе – от этого поселка ближе всего до подъемников. Стоимость от 500 рублей на человека в сутки. Чем дальше от горнолыжных трасс, тем дешевле жилье. Рассматривайте варианты в Байдаево, Тегенекли, Эльбрусе, Нейтрино. Последний находится на расстоянии 16-18 километров от Чегета и Азау.

Сопутствующие услуги

Прокат

На курорте есть около десятка магазинов, где можно купить специальное снаряжение для спорта или альпинизма. Но такая покупка не всегда обоснована. Поэтому проще и дешевле обратиться в пункты проката. Прокат осуществляют все в тех же магазинах или в специальных пунктах проката в долине Азау и Чегет. Порой такую услугу предоставляют в отелях для проживающих.

Считается прокат на сутки. За оборудование или снаряжение вносится залог или/и документ.

Можно взять сразу комплект: лыжи + палки + ботинки или сноуборд + ботинки. Детский стоит 600 рублей, взрослый 900 рублей - в первый день. В последующие или если оплачивать сразу на несколько дней - дешевле, в январские праздники дороже. Также в прокате очки, шлемы, куртки, комбинезоны, палатки, санки, непромокаемые брюки и множество других вещей, которые новичкам даже не приходят в голову.

В местах проката зачастую оказывают услуги по ремонту пострадавшего снаряжения.

Магазины со спортивным снаряжением

  • Терскол: «Альпиндустрия», «Туристическое снаряжение», «Эльбрус-навигатор», «Открытый мир»
  • Поляна Азау: «Вертикаль»

Аптеки

  • На станции канатной дороги «Азау»
  • В пансионате «Чегет» и гостинице «Снежный барс» на поляне Чегет
  • В здании почты поселка Терскол
  • В поселке Тырнауз

Банкоматы

  • В поселке Терскол – «Еврокоммерц» и «Сбербанк России» в отеле «Эльбруссия», Кавказский Банк Развития на турбазе «Терскол»
  • Поляна Чегет – «Сбербанк России» в пансионате «Чегет»

Персональный инструктор

Для желающих обучаться с инструктором нужно иметь в виду, что записываться надо заранее. Их работа очень востребована. Ориентировочно один час индивидуального занятия стоит 1000 рублей.

Есть инструктора, обучающие детей.

Ловить такого важного человека можно возле подъемников или непосредственно во время проведения инструктажа на полянах.

Каждый тренер имеет свой подход. Будет лучше, если вы немного понаблюдаете за его работой со стороны, а потом примете решение нанимать или нет.

Если вы встали на лыжи впервые, не экономьте на консультациях для новичка. Они могут не только принести вам удовольствие, но и сохранить здоровье.

Трансфер

Можно заказывать автомобили разного класса и разной вместимости, плоть до микроавтобусов и грузовиков. К вам приедут в указанное вами время и отвезут, куда нужно. Возможна встреча в аэропорту или на железнодорожном вокзале.

Связь

На горнолыжных курортах Кавказа лучше всего работает связь мобильных операторов «Мегафон», «МТС» и «Билайн». Не забывайте, что вы будете находиться в зоне роуминга. Входящие звонки тарифицируются, исходящие идут по высокой цене. Уточняйте стоимость услуг у вашего оператора связи.

Для связи с друзьями на склонах используйте рации.

Wi-Fi и интернет-кафе

Кафе для доступа в сеть есть в пансионате «Чегет» на одноименной поляне. Еще одно в Терсколе. Wi-Fi предоставляют множество отелей и пансионатов.

Достопримечательности и развлечения Приэльбрусья

На нашем сайте есть , в том числе и рядом с Эльбрусом - он поможет вам спланировать свой визит.

Разнообразить свой досуг в Приэльбрусье можно, посетив такие места:

  • Национальный парк «Приэльбрусье»
  • Долина Нарзанов
  • Чегемские водопады
  • Водопад «Девичьи косы»
  • Ледник Безенги
  • Голубое озеро

Еще можно поиграть в пейнтбол в Терсколе, освоить хелибайкинг – горный велосипед, покататься на лошадях знаменитой карачаевской породы, посетить ночной клуб, диско-бар, сауну, коих предостаточно прямо на полянах Чегет и Азау. Многие отели устраивают турниры по бильярду.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании - советуем воспользоваться сервисом RoomGuru . Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых - сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

Поможет Вам сориентироваться на горнолыжном курорте. Мы постарались разместить на ней наиболее значимые объекты. Кроме того, на этой странице Вы сможете посмотреть координаты Приэльбрусья на карте страны и получить информацию о самых крупных туристических поселениях.

Национальный парк "Приэльбрусье"

Национальный парк "Приэльбрусье" располагается в центре большого горного массива Кавказских гор, на южной границе Российской Федерации в республике Кабардино-Балкария. Это верховье Баксанского ущелья. Приэльбрусье включает в себя несколько посёлков: Верхний Баксан, Нейтрино, Эльбрус , Тегенекли , Байдаево, Терскол . Ближайший город - Тырныауз, административный центр Эльбрусского района .

Поселения разместились вдоль дороги, пролегающей по дну Баксанского ущелья и ведущей к подножью самой высокой горы в Европе. Расположение Эльбруса на карте можно быстро определить, переключившись на спутник. Белое пятно вечно снежных вершин хорошо заметно на фоне зеленного массива. Координаты Эльбруса (западная вершина): широта 43,2113, долгота 42,2630.

На карте Приэльбрусья выделена еще одна вершина. Это гора Чегет. Она находится чуть ближе к поселкам и имеет очень интересные для горнолыжного катания склоны. Но спуски здесь настолько сложны, что подходят только для профессионалов. Поэтому горнолыжный Эльбрус не теряет своей популярности. Его трассы более протяженные и обслуживаются новой канатной дорогой.

Основная туристическая инфраструктура курорта Приэльбрусье сосредоточена в 3-х населённых пунктах. Это посёлки Эльбрус , Тегенекли и Терскол .

Посёлок Эльбрус

Эльбрус - посёлок, расположенный в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии, на обоих берегах реки Баксан.

На карте Приэльбрусья видно, что от селения вправо уходит боковое ущелье. Это Ирик-Чат, через которое можно выйти кледникам Эльбруса или пройти к источнику Джилы-Су. Венчает ущелье ледник Ирик, один из 23 ледников Эльбруса .

Влево уходит боковое ущелье Адыл-Су - самое популярное и красивое в Приэльбрусье. Рядом с ним расположены несколько альпинистских баз.

В самом селении есть уютные комфортабельные отели («Пик Европы», «Grand Ozon», «Ozon Landhaus» и др.), пансионат «Приэльбрусье», детский санаторий «Андырчи», несколько кафе, больница, специализирующаяся на лечении органов дыхательной системы.

Почти в центре Эльбруса располагается офис и научные лаборатории Национального парка «Приэльбрусье» . От поселка начинается знаменитый сосновый лес Баксана.

Посёлок Тегенекли

На левом берегу реки Баксан, между посёлками Эльбрус (1,5 км) и Терскол (10 км) располагается небольшой поселок Тегенекли . Он находится на высоте 1850 м. над уровнем моря. Подъемники Эльбрус и Чегет находятся в 10-12 км. от Тегенекли .

Здесь находятся пансионаты «Эдельвейс» и «Эльбрус», база отдыха «Баксан» несколько кафе и баров, учебный склон с бугельным подъёмником.

Также в посёлке Тегенекли находится альпинистско-охотничий музей им. В.В. Высоцкого. Здесь, в Тегенекли , проходили съемки знаменитого фильма «Вертикаль».

В конце 1960-х фильм Станислава Говорухина стал культовым произведением, на котором выросло целое поколение советских людей. «Вертикаль» была первой отечественной картиной об альпинистах.

Одну из главных ролей в ней сыграл молодой Владимир Высоцкий. В музее широко представлены экспонаты и материалы об истории Приэльбрусья и населяющих его людей.

Посёлок Терскол

Поселок Терскол - это центр горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта Приэльбрусья. Находится он в верховьях Баксанского ущелья, под Эльбрусом, в 4 км. от поляны Азау.

На карте Приэльбрусья видно, что это самый высокогорный поселок, расположенный на высоте 2200 м. над уровнем моря.

В Терсколе

В Терсколе есть небольшие частные гостиницы («Эсен», «Балкария», «Вершина», «Легенда», «Ozon Чегет» и др.), пансионаты («АнТау», «Чегет», «Вольфрам» и др.), магазинчики, кафе, закусочные, действует детская горнолыжная школа, почта, телеграф, контрольно-спасательная служба.

Недалеко от поселка находятся комплексы канатных дорог Эльбрус (2 км) и Чегет (1 км). Поселок окружен живописным сосновым лесом, а совсем рядом расположен минеральный источник Ачи-Су.

Вся жизнь посёлка пронизана горными лыжами, это чувствуется даже летом. Плакаты, объявления, обстановка помещений - всё говорит о том, что вы находитесь на крупнейшем горнолыжном курорте.

Дает наглядное представление о расположении канатных дорог и горнолыжных трасс в горах Эльбрус и Чегет. Комплекс «Эльбрус » включает 3 очереди старой канатной дороги (маятниковый и канатно-кресельный подъёмники) и новую канатную дорогу гондольного типа. Комплекс «Чегет» представлен канатно-кресельной и парно-кресельной дорогами.

На карте Приэльбрусья отмечен Музей боевой славы защитников Эльбруса и Кавказских перевалов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Он находится на территории станции «Мир», на высоте 3500 м. Это самый высокогорный музей. Экспонаты, представленные в музее, знакомят туристов с героической оборной Кавказа, рассказывают о боевых действиях на этом высокогорном участке фронта.

От станции «Мир» высокогорное такси - ратрак доставит вас до «Приюта Одиннадцати» - уникальной высокогорной гостиницы в мире (4200 м. над уровнем моря).

Хотя бы разок, но съездить стоит. В хорошую погоду шокирующие ощущения от нахождения на одном уровне с вершинами Главного Кавказского хребта останутся с вами навсегда, да и спуск по широким полям да еще и по свежему снегу не разочарует.

От приюта видна полная панорама гор Кавказа, обе вершины Эльбруса на севере, хребты Сванетии, Главный Кавказский Хребет и его северные отроги.

На карте Приэльбрусья также отмечены скалы Приют Пастухова. Отсюда русский геодезист и альпинист, исследователь Кавказа А.В. Пастухов шел к восточной вершине Эльбруса . Сегодня Приют служит для многих российских и зарубежных альпинистов отправной точкой для штурма высочайшей вершины Кавказа.

Побывать в Кавминводах и не съездить к седовласому великану — Эльбрусу, это все равно что и не быть на Северном Кавказе вовсе. Впрочем, многие матерые туристы точно так скажут вам, если вы осмелитесь сказать, что были на Эльбрусе и не покорили его. Про восхождение на Эльбрус можно почитать у Михаила в его Ну а наше восхождение завершилось на станции Мир на высоте 3500 м, куда можно подняться без специального снаряжения и даже без специальной подготовки.

Мы приехали на Кавказ знакомится с его красотами, к сожалению знакомство было в режиме экспресс и на Эльбрус в нашем графике был отведен только один день. В этот же день нам еще предстояло и на Чегет подняться, и попить минеральной воды на поляне нарзанов.
Конечно, даже у таких болезненных и не подготовленных ребят, как мы заныло сердце при виде этого исполина и в груди рванулось желание подняться, наверное именно это чувство и влечет сотни туристов каждый год к двуглавому великану Эльбрусу.

Как добраться до Эльбруса

На самом деле выбор транспорта не велик. Самый простой и удобный способ это личный автомобиль. Но если вы приехали на курорты Кавказских минеральных вод не на машине, то кроме как воспользоваться платными экскурсиями другого выхода доехать до Эльбруса нет. В КМВ очень плохо развито транспортное сообщение между достопримечательностями края, но очень хорошо между самими курортами. Например у вас не составит труда перемещаться между Пятигорском, Ессентуками, Кисловодском, Железноводском и Минеральными водами. От Пятигорска до Кисловодска курсирует электричка, в другие города очень часто ходят маршрутки. Но когда речь заходит о таких достопримечательностях как Эльбрус тут транспортная система бессильна. Более того, такси тоже не вариант, оно будет стоить чуть ли не дороже экскурсии. Поэтому даже те, кто идет на восхождение на Эльбрус не редко пользуются трансфером турфирм Кавказа.

Экскурсия в Приэльбрусье к Эльбрусу и Чегету

Экскурсия на Эльбрус это идеальный способ увидеть горы, затратив минимум физической энергии. Во-первых, такую экскурсию можно заказать в любом городе КМВ и автобус заберет вас прямо от входа в санаторий или от оговоренного заранее места. Во-вторых, стоит это удовольствие не очень дорого в пределах 1000-2000 рублей на человека, в зависимости от того будете вы оплачивать подъем на канатной дороге или нет. В-третьих, экскурсионное сопровождение на Кавказе очень хорошее. Экскурсовод все расскажет, покажет и отведет куда надо, а по завершении экскурсии вас довезут туда, откуда забрали. У экскурсий есть только два существенных минуса. Вы перемещаетесь в группе людей, это не всегда удобно, особенно когда группа большая. Второй минус заключается в том, что во времени вы строго ограничены, экскурсовод не даст вам ни секунды лишнего времени, поэтому если вы хотите больше насладиться видами, берите еду с собой. Как правило экскурсовод выделяет минут 40 на обед, а взятый с собой перекус займет минимум времени. Таким образом сэкономленное время можно потратить на прогулку по окрестностям.

На Кавказе мы были 9 дней и экскурсия на Эльбрус стала навязчивой идеей. Уезжать с Кавказа не увидев величественный Эльбрус мы не хотели, но природа вела себя таким образом, что Эльбрус просто не показывался на горизонте, и прогнозы были не утешительными. Таким образом экскурсия на Эльбрус мало-помалу была отложена чуть ли не на последний день поездки. Но наши старания и затягивания не пропали зря, Эльбрус нас услышал и именно день поездки выдался солнечным и спокойным.

Автобус забрал нас из Ессентуков и повез к Эльбрусу. Правда дорога все равно проходит через Пятигорск, поэтому Пятигорск является оптимальным местом, откуда можно ездить на Эльбрус.

Поляна Чегет и гора Чегет

Первая остановка поляна Чегет. Как-никак наша экскурсия охватывает сразу две вершины — и Чегет и Эльбрус. Озаботьтесь этой деталью заранее, многие турфирмы предоставляют экскурсии только к одной из двух вершин. Надо признать в этом есть некоторый здравый смысл. Если вы не собираетесь забираться на самый пик, а как мы просто «прокатиться на канатке» и «пощелкать фотки», то имеет смысл остановить свое внимание на одной вершине, правда на какой именно мы вам не скажем, это тяжелый выбор.

Надо признать, инфраструктура Приэльбрусья развита на очень высоком уровне. Можно приехать сюда в сланцах и легко экипироваться для восхождения, при условии наличия денег конечно. Здесь есть все, от проката снаряжения и гостиниц до магазинов с сувенирами и кафетериев, здесь собираются группы и нанимаются проводники.











На поляне расположен канатно-кресельный подъемник, который за 500 рублей поднимает нас до кафе «Ай» на высоту 2750 м и все. То есть, нас конечно должен был поднять второй подъемник еще выше и за те же деньги, но он не работал, а цена осталась прежней. Но и той канатной дороги, что мы преодолели нам хватило за глаза. 17 минут ужаса и страха, мне как человеку боящемуся высоты это мероприятие представилось именно в таком свете. Дело в том, что канатка на Чегете кресельная, то есть пристегиваешься цепочкой у пояса и болтаешь ножками всю дорогу, а подъем пролегает через самую натуральную пропасть, может это и утрированно, но именно так я чувствовал в тот момент. Конечно снять процесс подъема на фото я не смог, просто в момент поездки у меня активировался хватательный рефлекс и я схватил поручень и не мог отпустить его пока ноги не коснулись твердой поверхности. Вы будете смеяться, но на обратной дороге, как раз в тот момент, когда мы проезжали этот неприятный участок с пропастью, канатную дорогу остановили и мы еще минут 5 болтались в воздухе. Эти впечатления были очень сильными. Преодолев эти трудности, мы оказались на площадке и перед нами раскинулся грандиозный пейзаж.

Слева белоснежные склоны Эльбруса, справа ледник Семерка, и куда не брось свой взор, всюду горы.



Можно и нужно было бы подняться повыше, но времени экскурсовод отводит катастрофически мало. Высота слегка кружит голову, или это так пьянит такой шикарный вид?



Но и с поляны Чегет вид на горы завораживает и покоряет.





Так мы познакомились с Чегетом, как и большинство знакомств в нашей жизни, оно было шапочным, надеюсь когда-нибудь мы подружимся. А нам пора, график неумолим, нас ждет хозяин здешних мест — его величество Эльбрус.

Эльбрус, канатка на станцию Мир

Проезжаем поселок Терскол, оказываемся на поляне Азау, здесь еще больше разноплановых заведений. Канатка здесь более современная, чем на Чегете, представляет собой маятниковую европейку, стоит 600 р. с человека. Поднимает она в два этапа. С поляны Азау до Старого Кругозора, а потом до станции Мир. Дальше до «бочек» есть кресельная канатная дорога, но она оказалась уже закрыта, поэтому мы довольствовались высотой 3500 метров.




Из-под тающего снега выбиваются тонкие ручейки, они спускаются к подножию горы, чтобы там объединиться со своими собратьями в могучий горный поток под названием Баксан.




Это не просто катушки и пеньки, это столики и стульчики, можно съесть припасенный бутерброд, любуясь на потрясающую панораму.

Здесь же на станции Мир установлен мемориал защитникам Главного Кавказского хребта в годы Великой Отечественной войны.

Серый снег и коричневый камень создают ощущение нереальности. Легко представить, что в небе несколько лун, а под ногами земля чужой планеты. Но это не чужая планета, это величественный Эльбрус.






Глядя на веселых бородатых дядек в солнцезащитных очках и с рюкзаками, возникло непреодолимое желание пойти с ними, туда на сверкающие вершины горы Эльбрус. Мы замечтались, глядя на горы, что выпустили время из виду настолько, что обедать пришлось впопыхах, а без обеда мы проходили бы остатки дня голодными.



Кормят на Азау, надо признать, без души. Съедобно, но не очень вкусно. Нам с шашлыком не повезло, как известно местные жители баранину не маринуют, сразу жарят, но на Азау для туристов припасли явно не самое свежее мясо, поэтому барашек получился жестковат. Обед обошелся нам в 840 рублей.

Поляна нарзанов, Приэльбрусье

Последняя остановка, поляна нарзанов. Это совсем рядом, 10 минут от Азау. Переходим небольшой мост через реку Баксан и оказываемся на небольшой поляне.









Здесь тоже все оборудовано для туристов. Беседки, шашлычные дворики, сувенирные лавки и главная достопримечательность этого места — нарзанные источники. Их несколько, но вкус воды из них примерно одинаков.





Силен русский человек. Весь туристический автобус испил нарзану в каждом из четырех источников и ни один пассажир за всю обратную дорогу, а это два с половиной часа, не попросился выйти освежиться.

Природа горной местности вряд ли оставит вас равнодушным.