Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников. "формирование информационной компетенции у младших школьников" Понятие информационной компетентности

Формирование информационной компетентности учащихся в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, что ведет к изменению требований, предъявляемых к современному специалисту. Одним из решений сложившейся ситуации является переход от знаниевой к компетентностной модели специалиста. Реализация этой модели обеспечивает подготовку человека не только обладающего знаниями, но и умеющего их применить в различных ситуациях. Информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе своей непосредственной деятельности, ориентированной на использование информационного ресурса.

В ходе изучения обозначенной тематики выявлены противоречия между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности в области права, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, с одной стороны; с другой - потребностью студентов в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов её формирования; потребностью во время педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов на основе применения информационных технологий и неразработанностью организационно-педагогических условий, направленных на подготовку студентов к такого рода информационной деятельности.

Вышеперечисленные противоречия выражаются в форме научной проблемы: каковы организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов на уроках права в аспекте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов?


Цель:

  • выявить, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий, и экспериментально проверить эффективность их реализации.

Объект :

  • процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Предмет:

  • организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий.

Гипотеза .

  • Процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий будет эффективным, если: будет обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами; осуществлена диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний обучающихся; в учебной деятельности обучающихся активно использованы информационные технологии; самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся происходит на основе использования ИКТ.

Работа состоит из четырёх этапов включает в себя период с сентября 2012 года по май 2014 года. Второй этап (декабрь 2012 - январь - апрель 2013 г.) включает в себя разработку организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий и определение научно-методического инструментария их реализации; выявление критериев эффективности выделенных организационно-педагогических условий; осуществление, апробацию основных положений исследования в виде выступлений на научно-практических конференциях различного уровня значимости.


Обзор информации

1. Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции».

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция».

Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».


2. Понятие «информационная компетенция».

Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся на дисциплине «Право», большое значение имеет выражение видов компетенций. Для учащихся на уроках «Право» лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). При изучении Права предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных.

В исследовании по совершенствованию предметной подготовки учащихся НПО при изучении дисциплины «Право» особое внимание обращалось на формирование информационной компетенции.

В исследованиях ученых понятие «информационная компетенция» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и личностного отношения в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В структуре категории «информационная компетенция» выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Таким образом, свойствами категории «информационная компетенция» являются следующие: дуализм, относительность, структурированность, селективность, аккумулятивность, самоорганизованность, «полифункциональность».

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • адаптивная;
  • нормативная;
  • оценочная (информативная);
  • интерактиавная.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Право» формирование информационных компетенций имеет большое значение. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, сохранения и передачи ее, самоорганизации, преобразования.


3. Характеристика информационной компетентности обучающихся в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Главной целью дисциплины «Право» является формирование у учащихся правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Так, для качественной подготовки обучающихся важно научить их поиску правовой информации: находить в нормативных документах отличительные признаки, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения терминов и понятий. Нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения правовых знаний. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав.


4. Развитие информационной компетентности обучающихся на дисциплине «Право» может быть обеспечено применением таких методик, как:

  • использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Использование мультимедийных продуктов даже в рамках нескольких уроков является мощным средством индивидуализации обучения;
  • система специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности. Кроме того, используются развивающие упражнения, кейсы, карточки-конверты, а также кроссворды и ребусы, которые кроме перечисленного, создают условия для повышения интереса к изучению права, а также позволяют осуществлять личностно-ориентированное обучение;
  • организация проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационной, поскольку универсальна по отношению к предметному содержанию, например, по теме «Трудовое право»;
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Правовая олимпиада», урок-игра «Правовой турнир»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Право», формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук или в рамках программы Сектора гражданско-патриотического воспитания.

Так как работа по данному исследованию продолжается, то планируется разработать автоматизированные системы контроля, например, тестовая оболочка MyTest. На основе этого исследования применить метод рейтинговой оценки, который дает возможность повысить объективность оценки знаний.


Список литературы:

1. Аксенова М.В. Реализация информационных процессов в подготовке учащихся профильной школы к продолжению образования// Подготовка учащихся профильной школы к продолжению образования: Монография/ Под ред. проф. В.И. Земцовой. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004. - 122 с.

2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст]/ В.Л.Акуленко// Применение новых технологий в образовании: Материалы XVМеждунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

Доклад подготовила: Коршунова Светлана Станиславовна, ГБОУ СПО ЧТПТиУ

Учитель информатики играет непосредственную роль в формирование информационной компетентности учеников. Знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики позволяют учащимся решать задачи встречающиеся им на протяжении всего учебного процесса.

Приведем несколько примеров способствующие формированию этих навыков.

Урок №1 - 7 класс

Тема урока: «Информация и ее виды».

Цели урока:

1. Развивающие:

развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике;

развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);

развитие общетрудовых и политехнических умений (коммуникативно-технических);

развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать);

развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно).

2. Образовательные:

добиться усвоение учащимися понятий информация, виды информации, носители информации;

совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word;

отработать навыки работы в построении диаграмм Microsoft Excel;

обеспечить усвоение учащимися особенностей различных видов информации.

3. Воспитательные:

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитание дисциплинированности;

воспитание эстетических взглядов.

Оборудование урока: демонстрационный материал, презентация Microsoft PowerPoint.

Раздаточный материал:

карточки

для групп;

с домашним заданием.

Проекционное оборудование:

интерактивная доска;

компьютер;

проектор.

План урока:

самоопределение к деятельности (оргмомент);

актуализация знаний;

постановка проблемы;

построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» новых знаний;

первичное закрепление;

самостоятельная работа с проверкой по образцу;

включение в систему знаний и повторение;

рефлексия.

Урок № 2 - 8 класс.

Конспект урока на тему «Файл. Расширение и атрибуты файла».

Цель урока: сформировать умение описывать и изменять атрибуты файлов; развивать информационную компетентность учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: ввести атрибуты и расширения файлов, алгоритмы архивации файлов; научить изменять атрибуты файлов, открывать файлы в соответствующем приложении; освоить навыки архивации файлов с заданием параметров архивации;

Развивающие: формирование и развитие приемов умственного труда и логических приемов (анализ, синтез, обобщение);

Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств личности, восприятие компьютера как инструмента обработки информации.

Оборудование урока: проектор, локальные компьютеры - 12 , электронная доска Polyvision, стационарная таблица с типами файлов.

Программное обеспечение: архиваторы 7-Zip и WinRAR, файловый менеджер Total Commander, ПО «Webster» для интерактивной доски, презентация для интерактивной доски.

План урока:

Проверка домашнего задания:

Устный отчет о практической работе (с использованием проектора и электронной доски).

«Дефрагментация диска» (демонстрацией результатов в виде сохраненных учеником копий изображений экрана монитора).

«Форматирование дискеты» (Выполнение и сопровождение рассказом ученика).

«Объем файла в различных файловых системах» (Сравнительная характеристика файлов, сохраненных на различных носителях).

Актуализация знаний с использованием презентации:

Создание проблемной ситуации.

Что лишнее в каждой из данных логических цепочек? (Почему?).

Проблемные вопросы:

Как связаны между собой расширение файла и приложение, в котором этот файл был создан?

Можно ли изменить приложение, с которым связан файл?

Объяснение нового материала

Слайды, сопровождаемые пояснением учителя, записями учащихся в рабочих тетрадях.

Домашнее задание

Инструктаж перед выполнением практической работы.

Практическая работа

Расширение и атрибуты файла. Архивация файлов.

Итог урока

Оценки за устные ответы учащихся.

Урок № 3 - 9 класс

Тема урока: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация».

Цели урока:

обучающая - вспомнить понятие «график», разновидности графиков, свойства графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике;

развивающие - развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать;

воспитательные - воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;

рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами Microsoft Excel;

воспитать интерес к. предмету и к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика».

Подготовка кабинета:

компьютеры;

проектор;

презентация для учителя;

программа Microsoft Excel.

План урока:

организационный момент - 1 мин;

актуализация и проверка усвоения изученного материала - 5 мин;

объяснение нового материала - 15 мин;

самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала);

домашнее задание;

подведение итогов;

Педагогический эксперимент состоял из 3 частей:

разработка уроков с использованием ИКТ;

проведение уроков;

анализ и интерпретация результатов уроков.

Общей целью проведенных уроков был анализ формирование навыков информационной компетентности у школьников, поэтому для анализа результатов уроков мы определяли, используют ли школьники тот или иной навык для решения учебных познавательных задач

Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW.

Поиск информации в Интернете. Сведения, полученные в результате выполненной работы, позволят учащимся:

сформировать представление о средствах передачи информации в жизни человечества;

понять, что средства передачи информации с каждым годом совершенствовались, что дало возможность увеличения скорости передачи информации;

провести анализ преимущества средств передачи информации;

оценить вклад выдающихся ученых в развитие средств передачи информации.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.

Время на выполнение: 30 минут.

Выявляемые навыки:

управление;

интеграция;

создание информационных продуктов.

Тема «Действия с информацией» 7 класс

Задание 1.

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: первичная обработка информации, I уровень - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из текстового представления в формализованное).

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: извлечение вторичной информации, I уровень - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям с элементами первичной обработки информации).

Изучение небесных тел - одна из задач, которую решает астрономия. Знание астрономии позволяет: ориентироваться на местности, определять географические координаты, изучать движение тел, исследовать космические явления. Внимательно изучите информацию, представленную в источнике. Проведите сравнение 4 объектов, выделив для сравнения 4 параметра (свойств, признаков). Оформите результаты своей работы в виде сравнительной таблицы. Сделайте вывод о том, какие из представленных в источниках планеты Солнечной системы не имеют спутников.

Источник 1.

Планеты Солнечной системы.

Расстояние от Юпитера до Солнца 778 млн.км. Диаметр планеты Юпитер 142 800 км. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км. Диаметр планеты Меркурий 4 880 км. Время обращения Юпитера вокруг Солнца 12 лет. Расстояние от Меркурия до Солнца 58 млн.км. Время обращения Земли вокруг Солнца 365 дней. Время обращения Меркурия вокруг Солнца 88 дней. Время обращения Венеры вокруг Солнца 225 дней. Диаметр планеты Земля 12 756 км. Диаметр планеты Венера 12 100 км. Расстояние от Венеры до Солнца 108 млн.км. Время обращения Марса вокруг Солнца 687 дней.

Источник 2.

Спутники планет Солнечной системы.

Спутников у Меркурия, по современным данным, нет. По современным данным, естественных спутников у Венеры нет. У Земли всего один спутник -- Луна. У Юпитера известно 63 спутника.

Таблица 2.1

Спутники планет Солнечной системы

Таблица 2.2

Шкала оценивания

Вывод: Две планеты Солнечной системы, представленных в источниках, Меркурий и Венера не имеют спутников.

Шкала перевода баллов в отметку:

  • 24 балла - отметка «5»
  • 21-23 балла - отметка «4»
  • 17-20 баллов - отметка «3»

Предложенное задание может быть использовано на этапе усвоения новых знаний. Учащимся вместе с заданием предлагается шкала оценивания и шкала перевода баллов в отметку.

Приведу разработку урока по формированию компетентностей обучающихся, таких как информационные, коммуникативные.

Тема урока: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”

Форма урока: деловая игра.

Доминирующая дидактическая цель: Развитие информационной компетентности по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”.

образовательные: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”;

развивающие: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии;

воспитывающие: создать условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

проектор, персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point;

файл презентации Приложение1.ppt, размещенный на компьютере учителя;

папка для каждой фирмы на компьютере учащихся с семью файлами: файл Журнал учета денежных средств.doc, файл Кроссворд.doc, файл Дополнительные вопросы.doc, файл Сканворд.doc, Критерии оценок фирмы. doc, Оценочный лист сотрудника фирмы. doc, Сводная оценочная таблица эксперта. doc.

Ход урока.

В начале урока класс делится на группы по 8-10 человек, учитель предлагает образовать фирмы. У каждой фирмы есть название и сотрудники: четыре программиста, финансист, менеджер, дизайнер и президент. Каждой фирме предоставляется “в собственность” по четыре компьютера. Ребята придумывают все атрибуты фирмы сами. Выбираются 3-4 независимых эксперта из числа лучших учащихся.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры.

Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на блиц вопросы кроссворда. Для этого необходимо программистам найти готовый файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры указан, но трудность в том, что в ней находятся и “ненужные” на данный момент времени файлы), совместными усилиями заполнить его, готовый продукт в распечатанном виде предъявить экспертам. В кроссворде 16 слов-терминов, цена каждого слова 100 у.е., то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е.

Подводится итог блиц опроса. Эксперты объявляют заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные единицы, записывают в журнале, имеющимся в папке игры в виде файла.

Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы) (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Учет денежных средств

На данном этапе игры формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов: компьютер, принтер. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество открытых “ненужных” файлов, количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.

Вопросы кроссворда по горизонтали:

  • 4. Вид программы, к которому относится Лазерный проигрыватель.
  • 5. Одна из стандартных программ.
  • 8. Устройство ввода информации.
  • 10. Синоним жесткого магнитного диска.
  • 11. Вид программы, к которому относится Word Pad.
  • 12. Кнопка, при нажатии которой на экране появится главное меню.
  • 13. Устройство хранения, обработки, передачи информации.
  • 16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека.

По вертикали:

  • 1. Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.
  • 2. Одна из мультимедиа программ.
  • 3. Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.
  • 6. Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающие процессором в данный момент времени.
  • 7. Одна из служебных программ для работы с диском.
  • 9. Вид программы, к которому Сведения о системе.
  • 14. Устройство для обмена информации по телефонным каналам связи.
  • 15. Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.

Кроссворд Компьютер Программное обеспечение ОС Windows представлен в соответствии с рисунком 2.1.

Рисунок 2.1. Кроссворд

Ответы кроссворда:

По горизонтали: мультимедиа, блокнот, микрофон, винчестер, стандартная, пуск, компьютер, информация.

По вертикали: корзина, звукозапись, принтер, оперативная, дефрагментация, служебная, модем, дискета.

Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество начального капитала, начинает первая “проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвует половина сотрудников фирмы: программист, менеджер, финансист, президент, остальные сотрудники: три программиста и дизайнер готовят ответы на дополнительные вопросы кроссворда, которые находятся в папке игры в виде файла. (В это же время другая фирма отвечает на дополнительные вопросы кроссворда.)

Программист, менеджер, финансист, совместно с президентом может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только президент фирмы. Выбрав, один из разделов 1 тура президент занимает место за компьютером учителя, остальные сотрудники фирмы не видят, что происходит на экране монитора. Ему можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 100 у.е. на лицевой счет фирмы. Каждый раздел “скрывает” пять терминов, то есть максимально увеличиться капитал может на 1500 у.е. Слова-термины можно купить за 100 у.е. каждое, в случае неправильно отгаданного термина.

В презентации при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.

Когда три раздела 1 тура разгаданы, то сотрудники фирмы возвращаются на свое “рабочее место” и помогают отвечать на дополнительные вопросы кроссворда. Готовый продукт (ответы на дополнительные вопросы) в распечатанной форме предоставляется экспертам. Дополнительных вопросов кроссворда восемь, то есть максимальная прибавка к капиталу фирмы составит 800 у.е. (Другая фирма в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)

Дополнительные вопросы к кроссворду:

перечислите все дополнительные устройства компьютера, используемые в кроссворде. Дайте определение каждому из их;

нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы;

сформулируйте из терминов, предложенных в кроссворде пары слов по принципу: прилагательное - существительное. Прилагательное - вид программы, а существительное одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида;

назовите примеры мультимедиа программ, неуказанных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ;

перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость;

укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком;

назовите объекты Рабочего стола Windows, используемые в кроссворде. Укажите объекты, которые еще можно разместить на Рабочем столе;

перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов, так чтобы оставшиеся слова “прозвучали” при объяснении термина.

Ответы на дополнительные вопросы к кроссворду:

1. Принтер - устройство вывода графической информации на бумагу. Микрофон - устройство ввода звуковой информации. Модем - устройство для обмена информации по телефонным каналам связи. Устройства компьютера представлены в соответствии с рисунком 2.2.


Рисунок 2.2. Устройства компьютера

  • 3. Стандартная - блокнот, служебная - дефрагментация. Стандартная: калькулятор,Word Pad, Paint. Служебная: проверка диска, сведения о системе, очистка диска, архивация данных, преобразование диска в FAT 32, сжатие данных.
  • 4. Лазерный проигрыватель, регулятор громкости, универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками, и СD-ROM дисковод.).
  • 5. Винчестер, дискета. Информационный объем 3-х дюймовой дискеты 1,44 Мбайта.
  • 6. 1 вариант ответа: группы по принципу работы с информацией на носителе:

CD-DOM, DVD-DOM;

CD-R, DVD-R; CD-RW, DVD-RW.

2 вариант ответа: группы по виду носителя информации:

CD-DOM, DVD -DOM, DVD -R, DVD -RW.

  • 7. Папка Корзина, кнопка Пуск на Панели задач. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.
  • 8. Слова: оперативная, компьютер, информация. Определение: Оперативная память компьютера - память, хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный момент времени.

На данном этапе игры формируются коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формируется и информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.) Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество капитала на данный момент времени, начинает первая“проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвуют три программиста, дизайнер и президент, остальные сотрудники: программист, менеджер, финансист, готовят ответы на сканворд, находящийся в папке игры в виде файла. Готовый продукт в распечатанном виде предъявляют экспертам. В сканворде всех слов-терминов двенадцать, то есть максимальное увеличение капитала фирмы составит 1200 у.е. (В это же время другая фирма отгадывает сканворд.)

На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации Приложение1.ppt . Все аналогично 1 туру, максимально увеличиться капитал фирмы может на 1500 у.е.

В сканворде фирмам нужно найти зашифрованные слова-термины по определенной теме представленном в соответствии с рисунком 2.3. Из букв, не используемых в названиях терминов, составить название еще одного термина, возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.

Вариант 1

Вариант 2

Рисунок 2.3. Сканворд Обработка текстовой, графической информации

Ответы сканворда (оба варианты): абзац, шрифт, пиксель, формат, палитра, список, поворот, объект, файл, заливка, страница. Название слова-термина, составленное из неиспользованных букв - выделение.

Далее фирма с наименьшим количеством капитала на данный момент времени выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации. В финале участвуют президенты фирм. Стоимость шести слов-терминов в финале разная: 100 у.е, 150 у.е, 200 у.е, 300 у.е, 350 у.е, 500 у.е

В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества у.е, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества у.е в соответствии с их стоимостью. Максимально преумножить капитал фирмы можно на 1600 у.е.

Конечный итог игры: подсчитываются условные деньги, объявляется лучшая фирма.

Таблица 2.4.

Критерии оценок фирмы

Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника.

Оценочный лист сотрудника фирмы

Фирма:________________

Президент фирмы:________________


Рисунок 2.5. Оценочный лист

Эксперты дают оценку работе каждого президента фирмы, делают заключение полностью по всей игре, отмечают лучшую фирму, выставляют оценки с комментариями, заполняют сводную оценочную таблицу.

Сводная оценочная таблица эксперта

Эксперт___________

Таблица 2.5. Сводная оценочная таблица

По окончании всей игры учитель дает слово учащимся, проводится рефлексия.

Для проверки сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит следующие умения:

подсчитывать информационный объем сообщения;

осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

создавать и преобразовывать логические выражения;

формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

оценивать результат работы известного программного обеспечения;

формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

  • 1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах?
  • 2. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?
  • 70 бит
  • 70 байт
  • 490 бит
  • 119 байт
  • 3. Дано: а=D716, b=3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечает условию a
  • 11011001
  • 11011100
  • 11010111
  • 11011000
  • 4. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
  • 5. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входят следующие сложные умения:

анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

  • 1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
    • А) прибавь 3
    • В) умножь на 4

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.

Например, программа 21211 это программа

умножь на 4

прибавь 3

умножь на 4

прибавь 3

прибавь 3

которая преобразует число 2 в 50.)

  • 2. Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм получения из заданного целочисленного массива размером 30 элементов другого массива, который будет содержать модули значений элементов первого массива (не используя специальной функции, вычисляющей модуль числа).
  • 3. Для 6 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:

00 100 10 011 11 101

Определите, какая последовательность из 6 букв закодирована двоичной строкой 011111000101100.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от учебного заведения оно должно получить качественно подготовленного специалиста, который незамедлительно вольется в трудовой процесс. В течение длительного времени педагогические системы были ориентированы на усвоение студентов готовых знаний, добытых человечеством. Но возможно ли это в наши дни, когда объем знаний растет лавинообразно. Ответ очевиден: ни о каком качестве в подготовке специалиста говорить не приходится. Налицо явная необходимость модернизации системы образования. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования системы образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Таким образом, современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий творчески решать возникшие проблемы, а также имеющий навыки самообеспечения.

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе.

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информатизационного общества. Новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых.

Кроме того, данная компетентность имеет некоторые отличительные особенности:

1.Приоритетность (все больший внес в состав деятельности современного специалиста приобретает информационная деятельность).

2.Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).

3.Оптимальность (в ситуации стремительного развития информационной сферы необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).

В процессе информатизации общества и образования постепенно складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются личностные ценности и смыслы; все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры.

Тогда можно сделать вывод, что информационная культура – это достаточно широкое и общее понятие, охватывающее значительную область научного и практического информационного знания и опыта. Мы рассматриваем информационную культуру как компонент в структуре культуры личности. Понятие информационной культуры часто отождествляется с понятием информационная грамотность.

Информационная грамотность определяется как «умение будущего специалист идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности». Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы с информацией. Выбор технологии работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

Из вышесказанного можно определить основное содержание информационной компетентности, в котором сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты:

§ Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей);

§ Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

§ Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;

§ Владение основами аналитической переработки информации;

§ Умение работать с различной информацией;

§ Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

Информационная компетенция многопланова, т.е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (например, выбор значимой информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Следует также подчеркнуть ее полифункциональный характер: формирование информационной компетентности является одной из целей образования, но, в то же время, это ведущее средство процесса обучения.

Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.

Опрос студентов показал, что около 50 % опрошенных легко работают в Интернете с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.

Одним из требований при разработке программного обеспечения является интуитивная понятность использования. В результате от пользователя скрывается сущность компьютерного решения проблем профессиональной деятельности, и это формирует у студента ложное чувство того, что компьютер сам все решает. Поэтому не возникает потребности в изучении фундаментальных понятий и методологических подходов в изучении информационных технологий. Таким образом, учебный процесс следует строить не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из поставленной задачи, обсуждения возможных методов решения в общем виде, определения оптимального подхода. Выработка этих компетенций невозможна без знаний фундаментальных основ информатики.

Особо необходимо остановиться на роли преподавателя при формировании информационной компетентности студента. Как показал опрос абитуриентов, около 60 % опрошенных считают, что основная причина слабой информационной подготовки – это низкая квалификация преподавателей информатики. Преподаватели информационных дисциплин и преподаватели специальных дисциплин часто «оторваны» друг от друга, т.е. преподаватель информатики имеет слабое представление о предметной области других дисциплин, а преподаватель специальных дисциплин имеет слабую информационную подготовку. Тесному контакту преподавателей мешает и сама система учебного процесса, в основу которого преимущественно положена классно-урочная система. В этом случае преподаватель может передать студенту необходимые знания по предмету, но говорить о компетентностном подходе уже не приходится.

Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

Важно вовлекать студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней школы, преподавателей педучилища.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Применяемые информационные технологии должны подчиняться принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне. Имеющийся информационный ресурс должен эффективно и рационально использоваться.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

Текст выступления

Сопровождение выступления








Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

В заключении хочу сделать такой вывод: Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .


Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал фр политич. деятель Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе. Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­ Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Внедрение данного подхода – это важное условие повышения качества образования. А одной из главных ключевых компетентностей в подходе является информационная компетентность.  Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность ­ это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность ­ это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).  Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.  Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника?

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, демонстрируют операционно­деятельностную составляющую информационной компетентности. т.е. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый ­ между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.

И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими, благодаря которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент. Приём «Выбор задания». Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный. Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является создание проблемной ситуации. С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой Еленой Леонидовной. является применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для формирования информационной компетентности важным Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Здесь необходимо отметить позволяют поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. использование учащимися ИКТ, которые Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных За 2 года ведения кружка "Инфознайка" учащиеся познакомились с программами: графический редактор MS Paint, Текстовый редактор MS Word, редактор MS Power Point; MS Excel, научились работать в Интернете. Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.  классов? На данном этапе в основном велась работа по формированию информационной компетентности. В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса и "Комплексных работ", которые состоят из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.