Образовательная деятельность в ДОО: планирование и организация. Федеральный Институт Развития Образования Журнал обруч вебинары

Уважаемые коллеги!

В ноябре 2015 года Федеральный институт развития образования и журнал «Обруч» приглашают вас принять участие в вебинарах и семинарах (в рамках цикла авторских семинаров «Дошкольное образование: развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы»).

Время проведения: 10:00–14:00.

Место проведения: ул. Черняховского, д. 9, стр. 1 (Федеральный институт развития образования).

Мастер-класс адресован специалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам, родителям. Мастер-класс поможет приобщить детей, родителей, воспитателей и педагогов к культуре, к изобразительному искусству.

23 ноября 2015 г. Выездной семинар «Образовательная область «познавательное развитие: игры для детей и взрослых»

Время проведения: 9:30–13:30.

Место проведения: г. Москва, ул. Дубравная, д. 35, корп. 2 (м. «Митино»), дошкольное отделение школы №1900 (ранее детский сад №2337 «Дельфиненок»).

Семинар адресован специалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам, родителям.

Организационный взнос за участие в семинаре / мастер-классе - 1200 рублей (скачать квитанцию для оплаты: http://www.firo.ru/kvitancia-Obruch-1200.pdf).

25 ноября 2015 г. Вебинар «Преемственность в формировании математических представлений в детском саду и начальной школе»

Время проведения: 10:00–12:00 (по московскому времени).

Вебинар адресован специалистам в области дошкольного и начального школьного образования, педагогам-практикам, родителям.

27 ноября 2015 г. «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе. Пути реализации ФГОС ДО»

Струкова Любовь Михайловна, педагог-психолог детского сада Гимназии Святителя Василия Великого, ответственный организатор инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников.

    28 августа 2019 г. Образовательное событие Ольги Соболевой «Пропедевтика чтения в детском саду»

    автор и разработчик системы инновационных методик обучения и развития дошкольников и младших школьников; руководитель комплексной программы дошкольного образования «Диалог»; автор новой парциальной программы «Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве», руководитель Международной дистанционной школы русского языка «Школа Ольга Соболевой».

    13 мая 2019 г. Вебинар "Как поддерживать субъектность ребенка в детском саду и начальной школе"

    16 мая 2019 г. Вебинар "Реализация технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов".

    Авторы: Н.П. Гришаева

    К.А. Кузнецова, старший воспитатель ГБОУ Школа №1532, г. Москва

    6 мая 2019 года. Вебинар "Проект "Сказкотека". Прогулки по Лукоморью (к юбилею А.С. Пушкина)​"

    автор и разработчик системы инновационных методик обучения и развития дошкольников и младших школьников; руководитель комплексной программы дошкольного образования «Диалог» (изд-во «Дрофа»); автор новой парциальной программы «Радуга речи. Речевое развитие в дошкольном детстве» (изд-во «ЛИНКА-ПРЕСС»), руководитель Международной дистанционной школы

    русского языка («Школа Ольга Соболевой».

    19 апреля 2019 г. Вебинар "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего и дошкольного возраста"

    8 апреля 2019 г. "Проект "Сказкотека". Как развить образное мышление в клиповом мире?"

    12 марта 2019 года. Вебинар "Обучение на основе движения: актуальность и перспективы реализации в российском дошкольном образовании"

    11 марта 2019 г. Вебинар "Проект "Сказкотека". Фильтры и каналы для информации… Как помочь ребенку реализовать их в образовании ХХI века? "

    1 марта 2019 г. Вебинар "Организация условий для развития детей раннего возраста: диалог в координатах двух систем"

    Кайб Людмила, специалист по работе с детьми дошкольного возраста, Германия

    21 февраля 2019 г. Вебинар "Проектное управление в ДОО: от режима функционирования к режиму развития"

    12 февраля 2019 г. Вебинар "Теоретические и методологические аспекты инновационных технологий в ДОО".

    11 февраля 2018 года. Вебинар «Проект "Сказкотека". От неоценочного и неконтролирующего наблюдения к продуктивной (само)рефлексии – в системе!»​

    31 января 2019 года. Вебинар "Проблемно-педагогические ситуации (ППС), как метод развития саморегуляции поведения у старших дошкольников".

    Авторы: Н.П. Гришаева , ст.научный сотрудник ФНИСЦ РАН, научный руководитель инновационной площадки по технологии эффективной социализации дошкольников, президент Ассоциации «Педагогическое сообщество ТЭС».

    Л.М. Струкова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО МИРНО, аспирант ФГБНУ «Института Стратегии Развития Образования РАО», учредитель Ассоциации «Педагогическое сообщество ТЭС».

    14 января 2018 года. "Проект "Сказкотека": Ментальные и интеллект-карты - Что? Где? Когда?​"

    17 декабря 2018 г. Вебинар "Интеграция образовательных областей в процессе ознакомления с природой" (на примере программы "Наш дом - природа").

    Авторы: Юдина Е.Г., к. псих. н.,автор программы дошкольного образования «ПРОдетей», автор примерной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ», заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и психологических наук, разработчик ФГОС ДО.

    11 апреля 2017 года. Вебинар «Авторская коррекционно-развивающая программа "Умные мячики"»

    Авторы: Лунина Н.В., психолог, кинезиолог, специалист ООО "Консилиум", приглашенный специалист частной школы "Золотое сечение". Воронова М.Н., нейропсихолог, клинический психолог, руководитель психологического центра "Felichitas".

    12 апреля 2017 года. Вебинар «Клубный час как средство развития детской инициативы».

    Струкова Л.М., педагог-психолог АНОО "Гимназия Святителя Василия Великого", ответственный организатор инновационных площадок по социализации.

    08 апреля 2017 г. СЕМИНАР "Пропедевтика и формирование орфографической грамотности: дошкольники и младшие школьники "

    23 марта 2017 года. Вебинар «Развитие связной речи и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной группы при использовании песочной сказкотерапии»

    22 марта 2017 года. Вебинар «Здоровьесбережен ие дошкольников: профилактика и лечение гриппа и ОРВИ»

    22 марта 2017 г. СЕМИНАР «Организация работы по познавательному развитию дошкольников. Поддержка детской инициативы»

    Глушкова Г.В., к.п.н., педагог-организатор, ГБОУ Лицей 1598,

    Мусиенко С.И., исполнительный директор издательства «Линка-Пресс», главный редактор журнала «Обруч»

    15 марта 2017 года. СЕМИНАР «Технологии поддержки детской индивидуальности в условиях вариативного дошкольного образования (на примере игровых наборов Ф. Фребеля и авторских программ И.А. Лыковой)»

    Лыкова И.А. , доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», автор парциальных программ художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Кожевникова В.В., президент НП «Ассоциация Фребель-педагогов», аспирант ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», автор-разработчик дидактического оборудования для современной образовательной среды.

    14 марта 2017 года. Вебинар «Формирование познавательных интересов и познавательных действий у детей дошкольного возраста на примере реализации авторской парциальной образовательной программы “От звука к букве”»

    Педагог высшей квалификации, отличник народного просвещения, лектор МИОО, автор более 100 пособий по развивающему обучению дошкольников, автор парциальных образовательных программ: «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» и «Математические ступеньки. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста».

    2 марта 2017 года. Вебинар «Реализация преемственности между дошкольным уровнем общего образования и уровнем начального общего образования»

    28 февраля 2017 года . «Физическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (на примере двигательно-игрового комплекса «Интерес. Движение. Игра»)»

    21 февраля 2017 года. Вебинар «Образовательная деятельность в ДОО: планирование и организация»

Вебинар «Музейная педагогика в детском саду: как выбрать тематику для мини-музея»

Тематический план вебинара:

  • Как музейная педагогика помогает реализовать задачи ФГОС ДО.
  • Мини-музей как элемент развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
  • Какими бывают мини-музеи (мини-музеи природы, исторические, географические, фольклорные и т.п.).
  • Как организовать мини-музей (выбор тематики, места, оформление).
  • Как организовать работу с детьми и родителями.

25.10.2017 - состоялся вебинар «Как использовать игру для ознакомления детей с природой и экологического образования»

Вебинар «Как использовать игру для ознакомления детей с природой и экологического образования» прошел в рамках цикла авторских семинаров, вебинаров и мастер-классов «Дошкольное и начальное школьное образование: развивающее и развивающееся».

Тематический план вебинара:

  • Что такое игра и какие ее формы используются для ознакомления ребенка с окружающим миром.
  • Экологические игры в детском саду.
  • Авторские игры, разработанные Н.А. Рыжовой и педагогами для программы «Наш дом – природа».
  • Интеграция игры с другими видами детской деятельности.
  • Поддержка детской инициативы и самостоятельности.

19.04.2017 - состоялся выездной семинар «Как сделать среду в группе действительно развивающей».

Мусиенко С.И., исполнительный директор издательства «Линка-Пресс», главный редактор журнала «Обруч».

Тематический план семинара

  • Основные подходы к организации среды группового помещения детского сада. Анализ типичных ошибок в структурировании среды группы.
  • Структурирование группового помещения в соответствии с концепцией модернизации среды ДОО к.психолог.н. Н.А. Коротковой.
  • Трансформация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО.
  • Практическая часть. Проектирование нового вариант обустройства своей группы.

На встрече будут показаны фото-презентации и фрагменты видеофильмов, представляющие опыт работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в детских садах разных регионов России.

23.03.2017 – состоялся вебинар «Развитие связной речи и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной группы при использовании песочной сказкотерапии»

Организаторы:

Тематический план:

  • Актуальность использования песочной сказкотерапии для развития речи и психологической коррекции в детском саду.
  • Организация работы по данной методике.
  • Примеры детских сказок.
  • Основные способы коррекции детских психологических проблем, выявленных в процессе создания сказок воспитанниками.

22.03.2017 - состоялся семинар «Организация работы по познавательному развитию дошкольников. Поддержка детской инициативы»

Организаторы:

Тематический план:

  1. Создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста. Поддержка детской инициативы.
  2. Открытые занятия в младшей и старшей группах. Экскурсия по детскому саду.
  3. Практическая часть:
  • использование комплектов дидактических карточек для проектной деятельности http://linka.alltrades.ru/shop/item_194/vse_chetyre_komplekta_kartochek_dlya_tematicheskogo_proekta.htm
  • в работе с детьми дошкольного возраста;
  • мастер-класс «Моделируем летательные аппараты».

22.03.2017 - состялся вебинар «Здоровьесбережение дошкольников: профилактика и лечение гриппа и ОРВИ»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Тематический план вебинара:

  • Как отличить ОРВИ от гриппа?
  • Что делать, если ребенок заболел?
  • Предотвратить или пережить?
  • Прививки: за и против. Когда их делать?

15.03.2017 - состоялся семинар «Технологии поддержки детской индивидуальности в условиях вариативного дошкольного образования (на примере игровых наборов Ф. Фребеля и авторских программ И.А. Лыковой)»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Авторы : Лыкова И.А. , доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», автор парциальных программ художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; Кожевникова В.В., президент НП «Ассоциация Фребель-педагогов», аспирант ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», автор-разработчик дидактического оборудования для современной образовательной среды.

Концепция семинара

  • В теоретической части семинара будут обсуждаться вопросы, связанные с осмыслением понятий «индивидуальность», «индивидуализация», «вариативность», «образовательная среда», «развивающая предметно-пространственная среда», «модульная среда», «амплификация развития».
  • В практической части семинара будут апробированы технологии поддержки детской индивидуальности на примере использования игровых наборов Ф. Фребеля и авторских программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» (изодеятельность), «Умелые ручки» (художественный труд), «Умные пальчики» (конструирование), «Азбука народной культуры».
  • Обсуждение результатов экспертизы программы и основных направлений ее доработки.

14.03.2017 - состоялся вебинар «Формирование познавательных интересов и познавательных действий у детей дошкольного возраста на примере реализации авторской парциальной образовательной программы “От звука к букве”»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Колесникова Елена Владимировна – педагог высшей квалификации, отличник народного просвещения, лектор МИОО, автор более 100 пособий по развивающему обучению дошкольников, автор парциальных образовательных программ: «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» и «Математические ступеньки. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста».

Вебинар адресован специалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам, учителям, логопедам.

Тематический план вебинара :

  • Познавательно-исследовательская деятельность – как сквозной механизм развития ребенка (ФГОС ДО)
  • Реализация принципа ФГОС ДО – формирование познавательных интересов и познавательных действий в организационно-методическом сопровождении Программы
  • Познавательный интерес и его компоненты: эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный, творческий.
  • Познавательные действия – анализ и синтез, сравнение, классификация предметов по выделенному признаку.
  • Методы моделирования, экспериментирования как способ формирования познавательных действий.
  • Целевые ориентиры (характеристики возможных достижений ребенка).

2.03.2017 - состоялся вебинар «Реализация преемственности между дошкольным уровнем общего образования и уровнем начального общего образования»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Скоролупова О.А.

Срок подачи материалов для публикации в электронном сборнике (для желающих): до 20 марта 2017 года.

Тематический план:

  • Понятие преемственности в образовании
  • Преемственность содержания дошкольного и начального общего образования
  • Преемственность в методологии и подходах
  • Преемственность результатов: преемственный портрет выпускника на уровнях дошкольного и начального общего образования

28.02.2017 – состоялся вебинар «Физическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (на примере двигательно-игрового комплекса «Интерес. Движение. Игра»)»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Вебинар адресован специалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам, в том числе инструкторам по физической культуре, преподавателям вузов, заинтересованным родителям. Вебинар посвящен вопросам физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основных государственных документов РФ, регулирующих деятельность в сфере образования, развития физической культуры и требований СанПиН к организации режима работы дошкольных образовательных организаций. На примере двигательно-игрового комплекса «Интерес. Движение. Игра» слушатели познакомятся со здоровьеформирующей системой, ориентированной на развитие физических качеств ребёнка и мотивации на самосбережение здоровья.

Тематический план вебинара

  • Основные задачи ФГОС дошкольного образования по физическому развитию детей. Уровень здоровья и физического развития ребенка как ведущий фактор, определяющий его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми образовательным учреждением, условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.
  • Особенности работы педагога по формированию опорно-двигательной системы ребенка, обеспечивающей его двигательную активность. Видеоматериалы.
  • Особенности работы педагога по становлению целенаправленности и саморегуляции двигательной сферы ребенка. Методика проведения с дошкольниками упражнений психофизической тренировки. Видеоматериалы.
  • Особенности работы педагога по совершенствованию мотивационной сферы ребенка и позитивному коммуникативному взаимодействию в процессе двигательно-игровой деятельности. Формула трехступенчатой мотивации. Видеоматериалы.
  • Двигательно-игровой комплекс «Интерес. Движение. Игра». Алгоритм совместной деятельности взрослого и детей. Видеоматериалы.
  • П оказатели сформированности у дошкольников навыка заботы о себе (из опыта работы).

21.02.2017 - состоялся вебинар «Образовательная деятельность в ДОО: планирование и организация»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Скоролупова О.А. , вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем, вице-президент Ассоциации Фрёбель-педагогов, член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС дошкольного образования, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный работник общего образования Российский Федерации, автор методических пособий для руководителей, старших воспитателей и воспитателей ДОО.

Тематический план:

  • Требования ФГОС ДО к организации образовательного процесса в современном детском саду.
  • Эффективная модель организации образовательного процесса и его возможные формы.
  • Планирование образовательного процесса: актуальность принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического подхода к организации образовательного процесса.
  • Модели образовательного процесса на день (оперативное планирование), неделю (тактическое или комплексно-тематическое планирование), год (стратегическое или перспективное планирование).

16.02.2017 - состоялся вебинар «Игры XXI века: учимся создавать модульные полифункциональные игры для ДОО, школы, вуза и дополнительного образования»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Тематический план вебинара:

  • Ведущий мастер-класса дает «вводную» в интерактивном формате (задавая вопросы и собирая таким образом «коллективное знание» участников). Для мастер-класса по играм результатом вводной части станет ментальная карта «Что такое игра?», созданная на основании ответов участников ведущим мастер-класса.
  • В основной части мастер-класса ведущий представит модульные полифункциональные игры, созданные на основе технологий «домино», «крестики-нолики», «паззлы» и др. Идея данной части: «Увидеть и внедрить инновацию» (увидеть в окружающем мире объекты и технологии, которые могут лечь в основу игры). В завершении данной части онлайн-мастер-класса участникам будет предложено создать карточки одной из игр по данному образцу.
  • В заключительной части проводится рефлексия (на основе ментальной карты, созданной «коллективным разумом» участников в начале онлайн-мастер-класса).

БОНУС (по желанию участников): в качестве «домашней работы» для получения сертификата игро-педагога международного образца участники смогут потренироваться в разработке игровых модулей на основе предложенного им открытого игрового поля.

Результаты домашней работы принимаются в виде описания игр (документ в формате MS Word с указанием ФИО, места работы и должности, адреса эл.почты автора; названия игры и описания: для каких возрастных групп предназначена игра/ модули игры, на развитие каких компетенций направлена игра/ модули игры, правила игры/модулей, какое дополнительное оборудование необходимо для игры; и фотографии апробации игры под руководством ее автора).

14.02.2017 - состоялся вебинар «Год экологии: Что такое устойчивое развитие, и как его реализовать в детском саду?»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Вебинар посвящается Году экологии в России, объявленному Указом президента РФ. Президент России по итогам Госсовета 27.12.16 дал поручение Правительству России к 1 сентября «представить предложения о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учетом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г., и обязательств Российской Федерации в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды».

Тематический план вебинара:

  • Что такое образование для устойчивого развития (ОУР)?
  • Почему во всем мире ОУР считают приоритетным направлением дошкольного образования?
  • Какие идеи ОУР и как их можно реализовать в дошкольном образовании?
  • Как ОУР связано со ФГОС ДО?

9.02.2017 - состоялся вебинар «Актуальная подготовка к школе (в контексте ФГОС ДО)»

Организаторы: Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), издательство «Линка-Пресс» и редакция журнала «Обруч».

Вебинар адресован специалистам в области дошкольного образования, педагогам-практикам дошкольного образования, коррекционным педагогам в дошкольном и начальном общем образовании, учителям начальной школы (прежде всего работающим в первых и подготовительных классах), а также заинтересованным родителям (в том числе реализующим семейную форму дошкольного и начального общего образования).

Вебинар технологический, максимально практикоориентированный. По формату – ознакомительно-обучающий.

Основные содержательные направления:

  • Корректная подготовка к школе , не дублирующая школьные формы обучения: подход, материалы, инструментарий.
  • Обеспечение преемственности:непрерывность метода.
  • Формирование исохранение мотивации к обучению, инициация познавательного драйва»: ключевые механизмы.
  • Роль итехнология игры в контексте подготовки к школе.
  • Подготовка к школе и индивидуализация процесса:путь «от ребенка» .
  • Речевое раскрепощение на пороге школы.
  • Эффективныекомпенсаторные техники : помощь детям с особенностями в развитии.

25.04.2016 - состоялся вебинар «На пороге ученичества. Развивающее образование детей старшего дошкольного возраста»

Вебинар проводился в рамках цикла авторских семинаров, вебинаров и мастер-классов «Дошкольное и начальное школьное образование: развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы».

Кудрявцев В.Т., д. психол. н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, советник директора Федерального института развития образования, директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс», автор и руководитель образовательных проектов «Тропинки» и «ФИРОбруч».

В ебинар адресован управленцам, педагогам и психологам системы дошкольного образования, родителям, а также преподавателям вузов, готовящих специалистов в этой области.

Поступление вчерашнего дошкольника в первый класс связано не только с перспективой овладения новой для него учебной деятельностью. Главная проблема, которая возникает перед ним и всеми взрослыми, это проблема включения ребенка в новую социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский). Учебная деятельность лишь задает, но не исчерпывает ее своеобразие. Ведь позиция ученика, которую предстоит занять ребенку, не ограничивается операционно-технической и даже мотивационной готовностью к овладению учебными предметами. Ученик – это особая «жизненная позиция» в возникшей, складывающейся, меняющейся социальной ситуации развития. Осмыслить ее с этой позиции гораздо труднее, чем освоить азы «школьных техник». Любая новая социальная ситуация развития, по сути своей – проблемная.

Тематический план мероприятия:

  • Подготовка – к школе или к ученичеству?
  • Традиционная и развивающая модели преемственности дошкольного и начального образования.
  • Дошкольник и школа: взаимная готовность.
  • От предпосылок учебной деятельности (дошкольное детство) к ее первоначальным формам (младший школьный возраст): развитие и диагностика.
  • Особенности образовательной программы «На пороге ученичества».

21.04.2016 - вебинар «Как подготовить дошкольника к решению арифметических задач»

Приносим свои извинения.

Вебинар проводится в рамках цикла авторских семинаров, вебинаров и мастер-классов «Дошкольное и начальное школьное образование: развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы».

Форма участия: заочная.

Время проведения: 10:00–12:00 (по московскому времени).

Тематический план мероприятия

  • Понятие «задача» в начальном курсе математики. Что значит решить задачу? Способы решения арифметических задач.
  • Подготовительный период в обучении решению задач и его связь с дошкольным математическим образованием.
  • Ведущий принцип современного дошкольного образования. Преемственность дошкольной математической подготовки и начального курса математики.
  • Общее развитие ребенка в повседневной жизни. Соблюдение природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения.
  • Систематические занятия как условие полноценной готовности к школе. Формирование предпосылок для овладения приемами умственной деятельности.
  • Разнообразие и вариативность учебных заданий, базирующихся на практической преобразовательной деятельности дошкольников.
  • Обучение ориентировке в задании, осуществлению адекватных действий по его выполнению. Становление интеллектуально-познавательной готовности к школьному обучению.

Зарегистрироваться можно на сайте журнала «Обруч» http://obruch.ru/index.php?id=434

Телефон для справок 8-916-978-84-74 Чайка Ирина Львовна

Приносим свои извинения.

О дате проведения вебинара сообщим позже.

24.10.2015 - А.Г. Асмолов принял участие в панельной дискуссии «Единое образовательное пространство и персонализация образования»

24 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» состоялась панельная дискуссия «Единое образовательное пространство и персонализация образования». Модератор – Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»; участники – Александр Асмолов, директор ФИРО, академик РАО, Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики».

Александр Адамский начал дискуссию с определения точек обсуждения:

  • сегодня остро встала проблема единого и индивидуального образовательного пространства, проблема возможности свести их воедино. Навсегда решить проблему образовательной политики невозможно, каждое поколение ее решает самостоятельно;
  • специфика сегодняшнего момента – образование неотвратимо стало открытым: деятельность ребенка, учителя, школы существует в глобальном образовательном пространстве;
  • возможность проявления индивидуальных возможностей ребенка на сегодня многократно усиливается технологическими инструментами.

Дискуссия была построена на обсуждении материалов манифеста по тематике единого образовательного пространства и персонализации, где зафиксированы идеи гуманистической педагогики, сформулированные в педагогике сотрудничества через 30 лет после появления этих идей.

При обсуждении материалов манифеста соединяются два подхода:

  • 1. Понимание единого образовательного пространства и персонализации как штампа, за которым ничего нет;
  • 2. Фиксация центрального момента развития инновационного движения – это возможности автономной образовательной политики в каждой школе или детском саду.

Александр Асмолов обратился к манифесту в контексте системы координат, где все мы – заложники того или иного эгоцентризма (ничто так не мешает видеть, как точка зрения).

Перемены, касающиеся ценности появления этого манифеста, касаются вопроса – быть или не быть гражданскому обществу – обществу равных, обществу граждан, а не обществу подданных. Дискуссия о ценностях при выборе пути развития, по мнению эксперта, должна исходить из тезиса о том, что единое образовательное пространство – это гомогенное пространство, пространство без развития, инертное, замкнутое. А равенство рождается в разновесной среде.

Ценностные ориентиры манифеста:

  • гуманизация – от культуры полезности к культуре сотрудничества;
  • персонализация общества – общество, где ценность человека выше ценности системы, в которой он находится.

Исак Фрумин подчеркнул, что наше общество еще не «насытилось» гуманизмом. В гуманистическом обществе высшей ценностью является человек, где не человек для экономики и государства, а наоборот. Но все мы живем вместе и тогда насколько является ценностью наше «общежитие»? Насколько уважается разность и непохожесть людей? В этом ракурсе, идея единства образовательного пространства некоторым видится как «бочка с железными обручами». Вопрос о едином образовательном пространстве – это вопрос осмысления пространства без «железных обручей». Необходимо понимать, что, во-первых, базой единого или общего образовательного пространства является доступность качественного образования для каждого. Другое понимание единства – как связности, обмена смыслами, кооперации. Человеку, тем более растущему, важно понимание связности, включенности его в организованные сети.

Единое образовательное пространство – не как обруч, надетый сверху, а связность и кооперация в пространстве.

Продолжая дискуссию, Александр Адамский предложил обсудить показательный факт появления в разных школьных образовательных системах схожих тенденций, когда в разных странах педагоги обсуждают схожие проблемы. Есть внутренние законы в образовании, определяемые характером самой деятельности – универсальностью самой деятельности в образовании: мотивы, средства реализации, оцениваются они по схожим механизмам. Общее есть, и возникает это в силу универсальности деятельности, а не в силу заданных внешних, единых требований. То, что задается внешним образом – убивает суть общего пространства. Возможно ли разумное сочетание внутренней инициативности, активности школ и садов и внешнего регулирования?

Может ли нормативная база стать стимулом для кооперации? Отвечая на этот вопрос, Исак Фрумин подчеркнул, что производство норм и экспансия этих внешних норм ощущается достаточно сильно – деятельность школ предельно регламентирована. Количество регуляторов превращается в карательное ограничение.

Фиксируя две позиции, Александр Асмолов обозначил, что нет противоречий: единство – многообразие, управление единством – управление многообразием. Любая система – это система кооперации и связность, единство – интеграция разных форм и разного рода капитала через сети, символы. Целостность – это пространство, где части приобретают неповторимые индивидуальные свойства. Пока есть симбиоз, связность – есть пространство конструирования универсальных путей.

Без понимания ценностных установок не получится понимания единства. Единое пространство – это сверхсложная система, не гомогенная. Ценностная, этнокультурная и общечеловеческая составляющие идентичности должны быть едины для создания условий развития личности.

Исак Фрумин высказал мысль, что идея множественной идентичности трудна в реализации. Наше общество не готово к переговорам о том, как перейти от одного состояния к другому при разной совокупности идентичностей. При этом связность можно строить на культурных единствах – на математике, например, то есть на языке, который признается всеми: музыка, изобразительное искусство.

В завершении дискуссии Александр Адамский выделил три ключевых вывода:

  • разъединяющая учебная деятельность вредит единству. Необходимо вовлекать детей в интересное общее дело (коллективно-творческие дела), которые могут служить профилактикой переговорности и толерантности;
  • существует два предметных пространства: первое – то, как реально складывается система, второе пространство – рефлексивное, элитно-экспертное, пространство конструирования системы. Важно понимать, насколько велики разрывы между абстрактной конструкцией и существующей реальностью;
  • человек должен сам определять, кто он, либо это он воспринимает как некую данность. Между этими двумя полюсами и играет образование свою роль.

Эржени Будаева

7.10.2015 - в ФГАУ «ФИРО» состоялся семинар «Жизненные навыки для дошкольников. Программа-технология позитивной социализации»

7 октября 2015 г. состоялся семинар «Жизненные навыки для дошкольников. Программа-технология позитивной социализации» (в рамках цикла авторских семинаров, вебинаров и мастер-классов «Дошкольное образование: развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы») .

Авторы : Белевич А. А., детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, Юнгианский аналитик, научный сотрудник центра практической психологии образования; Чал-Борю Виктория Юрьевна, детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, супервизор, тренер, научный сотрудник Центра практической психологии образования

На семинаре будет представлена программа «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия» (научный руководитель – к.п.н. С.В. Кривцова). Постулаты программы просты:

  • вернуть игру в жизнь ребенка;
  • не пренебрегать его потребностями, желаниями и мечтаниями;
  • не допустить возникновения катастрофических разочарований от контактов ребенка с миром;
  • сделать этап подготовки к школе насыщенным, нескучным;
  • сделать процесс добывания интеллектуальной информации, чтения книг, изучения жизни привлекательным.