Вад из киева. Вад из киева Проигрыватель винила арктур 006 характеристика отзывы профилактика

По сути дела, это продолжение старой темы: как при минимальных затратах получить максимальную отдачу от старой советской техники. Начало



Смотреть видео (дождитесь загрузки):

В 1983 году в серийное производство данный аппарат запустил Бердский радиозавод. Стоил он в самом начале, если не ошибаюсь, 238 рублей. Где-то в этот период времени моя зарплата составляла примерно 135-145 рублей в месяц. То есть, техника по тем временам не дешёвая. Потом с течением времени модель немного модернизировали (чисто эстетически), и цена к концу 80-х подскочила до 270 рублей. Поскольку в то время импортная техника была практически недоступна советским гражданам, то данная модель вполне удовлетворяла потребности средней прослойки советского общества и начинающих меломанов. А главное - данный проигрыватель собирался на базе польского электропроигрывающего устройства Unitra G-2021 (довольно добротно изготовленного в сравнении с отечественными аналогами).


Ценовая справка: в 70-е, будучи студентом, я еле собрал деньги себе на простенькую и дешёвенькую Соньку за 750 рублей. Деньги откладывал с прибыли, полученной на перепродаже импортных грампластинок. Потом, когда уже в 1980 году начал трудовую жизнь, сменил Соньку на довольно добротный Техникс с прямым приводом и кварцевой частотой вращения. Обошёлся мне новый аппарат в 1200 рублей. Однако, желание сохранить дорогущие импортные пластинки в в максимально идеальном состоянии, двигало мною дальше, и в 1983 году я за 1900 рублей! приобрёл Dual CS -731 Q - пожалуй, самая желанная на то время модель в среде советских меломанов.


Однако, менять постоянно головы на дорогом проигрывателе страшно задалбливает и со временем понимаешь, что проигрывателей в доме должно быть несколько. Один должен быть отъюстирован до микрон, с дорогущей головой, вечной механикой, позолоченными кабелями и прочими шаманскими примочками для кристально чистого звука. Другой - просто рабочая лошадка, на которой ежедневно гоняешь диски не первой свежести, либо экспериментируешь с подбором картриджей и предусилков.


Мой выбор пал на аппарат «Арктур-006-стерео», который согласно инструкции тех времён, считался «электропроигрывателем высшего класса». А главное, что меня в нём привлекло - механика польского производства, явно скопированная с какой-то японской модели. За работу принялся мой друг, которому просто доставляет удовольствие сам процесс капаться в различных аппаратах.

Прежде всего, было выброшено всё лишнее, и в первую очередь, встроенный корректор, который выдавал кошмарный звук. За ним в мусор пошёл и скрипучий пластмассовый корпус. Его заменил массивный деревянный стол, изготовленный по специальному чертежу. На место старой Унитровской головы прекрасно села японская Audio-Technica AT-95Е. Думал менять и шелл, поскольку родной выглядит уж больно убого - такое впечатление, что просто отрезали кусок уголка. Но друг отсоветовал, поскольку это попадалово ещё на 25 баксов и то, только ради эстетики, а прирост в качестве звука не даст. Он просверлил в старом шелле несколько отверстий и почернил его. Сразу же конструкция стала выглядеть более элегантно. В тонарме были проведены новые провода и выполнено демпфирование. Демпфировали и диск. А вот с крышкой решили не заморачиваться. Отказались вообще ставить её. Просто наклеили на уголки фетровые подушечки и она получилась съёмной. Материал крышки от времени чуток потускнел и даже пожелтел. Делает у нас в Киеве один человек под заказ любые крышки. Ну, могу заказать ему новую, а зачем? Стоить будет 40 долларов, а на качестве звучания, что это даст? Ну и остальное по мелочам доработали.



Знаю, что первый вопрос, который мне задаст любопытный читатель будет касаться стоимости переделки. Ну, тут у меня получился неординарный случай, поскольку работу выполнял мой друг. У меня было два экземпляра этой модели проигрывателя. Один экземпляр мне подарили, но он был в жутком состоянии, хоть и рабочий. Поэтому я за 50 долларов купил второй такой же аппарат, но уже в пристойном состоянии, чтобы из двух собрать себе один. Оба аппарата отвёз другу. Договорились, что один экземпляр он сделает мне и на нём как раз и потренируется. А из второго соберет потом и себе ещё одну вертушку. Таким образом, я заплатил только лишь за новую голову, деревянный плинт, полбанки лака… конечно же ещё и хорошо замочили аппарат. Всё это в сумме вылилось мне максимум в 100 долларов. Итого, общая стоимость аппарата, который вы видите, обошлась мне = 150 долларов.

Конечно же, можно было бы потратить денег в 2-2,5 раза больше и взять себе, к примеру, Thorens TD 160 или 166. Но и эти винтажные модели тоже требуют ухода за ними и доработки, а главный недостаток - витые пружины со всеми вытекающими отсюда проблемами. А потом захочется поставить ещё и SME тонарм вместо штатного, и так до бесконечности… Вот и остановился пока на балансе умеренной цены и достаточного качества, тем более, что в кризисный период эта игрушка меня вполне устраивает.

Сегодня доступен огромный выбор виниловых проигрывателей, различных как по цене, так и по классу. Помимо новодела, существует множество зарекомендовавшей себя винтажной техники. Под винтажем часто подразумевают японские, немецкие и прочие вертаки, имеющие зарубежное происхождение. Советская аудиотехника же вспоминается сухими электролитами, заводскими дефектами и сравнивают ее с зарубежной начального уровня. Однако это не всегда верно.

В данном обзоре мы на примере совместной деятельности Бердского радиозавода и польского объединения Unitra, под названием Арктур 006, убедимся, что в Советском Союзе, помимо всякого барахла, производилась и серьезная аудиотехника, которая и сегодня может составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Кстати, поляки позаимствовали конструктивные особенности ЭПУ и тонарма данного проигрывателя у проигрывателей Fisher.

Исторический экскурс и технические характеристики

Бердский радиозавод в начале 1983 года выпустил сетевой транзисторный электропроигрыватель «Арктур-006-стерео». Предназначался он для работы с Hi-Fi-комплексом звуковоспроизводящей радиоаппаратуры. Выполнен проигрыватель на базе двухскоростного ЭПУ G-2021, со сверхтихоходным электродвигателем и прямым приводом. В ЭП имеются регулятор прижимной и компенсатор скатывающей силы, подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, переключатель скорости и автовозврат тонарма по окончанию грампластинки. Частота вращения диска 33, 45 об/мин. Диапазон рабочих частот - 20 Гц–20 кГц. Коэффициент детонации - 0,1%. Относительный уровень рокота -66 дБ. Уровень фона -63 дБ. Габариты электропроигрывателя - 460х200х375 мм. Масса - 12 кг.

Рассмотрим поближе

Аппарат, который я недавно приобрел с рук, был произведен в 1985 году. Со слов предыдущего владельца, у проигрывателя была проделана вся необходимая для нормальной работы профилактика. Как оказалось на поверку - внутри стоят советские электролиты, однако их емкости соответствуют номиналу. В проигрывателе стоит все заводское, не считая петель-держателей крышки (заводские довольно хрупкие). Вмешательств, помимо замены головки звукоснимателя, не было, хотя и существует масса способов добиться от него существенно лучшего звука и способов его доработать. Но лично я не вижу в этом никакого смысла: в стоке проигрыватель звучит вполне прилично, а если хочется лучшего звука - незачем уродовать технику, которую уже не выпускают, ее не так много осталось, проще сразу купить аппарат классом повыше.


Внешний вид

Проигрыватель имеет пластиковый корпус, в который установлено польское прямоприводное ЭПУ с S-образным тонармом и тяжелым диском. У проигрывателя имеются нерегулируемые резиновые ножки.


Довольно типичный внешний вид для прямоприводных проигрывателей тех лет, добротная конструкция и наличие всех необходимых элементов управления

Сзади у проигрывателя есть два выхода: один со встроенного фонокорректора, второй в обход, для подключения к внешнему. При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.


Разъемы типа СГ-5, также известные как DIN 5

Проигрыватель имеет тяжелый опорный диск, который в то же время является ротором электродвигателя, по внутренней его части наклеена магнитная пластина.

Под ним расположен статор электродвигателя.


Статор электродвигателя

Тонарм выполнен целиком из металла, в его конструкции нет ни малейшего люфта. Единственное, что вызывает вопросы - противовес, который сидит недостаточно плотно, да и проградуирован он с шагом в 0,5 г, что существенно усложняет процесс точной настройки прижимной силы без весов. Шелл не имеет прорезей для более точной настройки угла захода, однако он съемный и может быть заменен на любой другой.


Проигрыватель в работе

Включается проигрыватель одним щелчком тумблера, при поднесении головки звукоснимателя к началу пластинки диск начинает вращаться, остается лишь выбрать нужную дорожку и опустить микролифт. Подстройка скорости вращения и управление проигрывателем осуществляются с соответствующей панели. При нажатии клавиши «стоп» или по окончании стороны, срабатывает автостоп и автовозврат тонарма в исходное положение.


Огромный плюс - два подстроечника под 33 и 45 скорости, для точной подстройки скорости вращения. Не нужно лезть с отверткой под низ проигрывателя, как в большинстве новодельных аппаратов. Из недостатков - необходимость после прогрева микросхемы управления электродвигателем немного подстроить скорость. Также при покупке этого проигрывателя «с рук» проверяйте, чтобы скорость не плавала. У данной модели это распространенная неисправность. Покупка винтажной аудиотехники - всегда лотерея, но в данном случае лучше немного переплатить, чем купить за копейки нерабочий аппарат.


Стробоскоп, как положено всем прямоприводным проигрывателям

Прослушивание

Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End - это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.

Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)

Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.


Kiss – «Asylum» (826 099-1)

Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.


Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)

В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.


Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)

Звук буквально переносит во времена СССР - настолько он мягкий, детальный и живой.

Выводы

Арктур 006 - несомненно один из самых достойных проигрывателей, произведенных во времена Советского Союза, и по сей день остается отличным выбором для меломанов, виниловодов и аудиофилов, которые не очень хотят тратить деньги на простенький вертак из опилок и с моторчиком от кассетника. Проигрыватель хорошо себя показал с американской головкой, можно смело сказать, что это отличная связка для отыгрывания рока и его разновидностей, включая тяжелый металл. Если сравнивать Арктур 006 с современными конкурентами - их в ценовом диапазоне до 30, а то и до 50 тысяч рублей попросту нет. Однако с тем лишь условием, что данный проигрыватель находится в полностью исправном и рабочем состоянии.

Достоинства: Прямой привод, тяжелый диск, S-образный тонарм без единого люфта в конструкции, автостоп, огромные возможности по улучшению и всевозможным доработкам

Недостатки: Пластмассовый корпус, отсутствие качественной виброразвязки, польские микросхемы управления ЭПУ и связанные с ними неисправности, при взаимодействии с некоторыми отдельными экземплярами могут потребоваться прямые руки, чтобы вернуть их к жизни

Отдельная благодарность за помощь в редактировании и оформлении данного обзора.

В первую очередь необходимо отметить, что если Вы хотите приобрести виниловый проигрыватель советского производства и не желаете заниматься доработками, кроме замены звукоснимателя - я ни в коем случае НЕ РЕКОМЕНДУЮ брать Арктур. Из проигрывателей советского производства, которые практически не нуждаются в доработках отмечу Электронику ЭП-017, Б1-01 и Корвет 003/038.

Все Арктуры собраны "ногами"(не побоюсь этого слова). Особенно это касается тонарма - наиважнейшей детали любого проигрывателя.

Наличие встроенного фонокорректора, рокот-фильтра, неважных проводов в тонарме и наимертвейшего звукоснимателя MF-101 - делает его совершенно не пригодным для прослушивания.

Итак доработка.

Я не буду рассказывать как он разбирается, т.к. никаких особенных премудростей там нет.

Вещи которые необходимо сделать:

1) Полностью отключить фонокорректор - его можно не вынимать, закреплен он неплохо.

2) Отключить рокот-фильтр. Его найти не сложно - провода из тонарма ведут непосредственно в него. Так же при желании его можно оставить на месте.

Аппарат состоит из двух половинок и в нижней необходимо "врезать" 2 разъема "тюльпан" и винтовую клемму для "земли". После этого рекомендую проверить хорошо ли закреплен блок питания и "ножки" аппарата.

3) Корпус Арктура сделан из пластика, поэтому к его демпфированию надо отнестись серьезно

Что можно сделать. У меня было две идеи - либо пластилин, либо парафин. В итоге практически весь низ залит парафином, но некоторые места, например фонокорректор и площадка вокруг блока питания промазана пластилином(Благодарен Степному Волку за предоставленный пластилин)

С верхней частью сложнее. В первую очередь надо проверить качество крепления самого ЭПУ к корпусу. При желании(я этого делать не стал) можно воспользоваться идеей Степного Волка, а именно прикрутить все через резиновые сантехнические прокладки. Далее все как с нижней частью, разве что парафин здесь лучше положить после сборки проигрывателя прямо на металлическое ЭПУ предварительно сняв диск.

4) Замена проводки в тонарме.

Провод продается в магазине Нота + и стоит в районе 450 рублей за 4 проводка по 0.5 м. Этого вполне достаточно.

Для Арктура рекомендую именно этот вариант, т.к. порвать провод очень легко в силу конструкции тонарма. Сразу оговорюсь, что не снимая и полностью не разбирая тонарм поменять проводку невозможно. Но в любом случае тонарм собран настолько халтурно, что не делать этого просто нельзя.

5) Снимается и разбирается тонарм относительно не сложно, главное не забудьте про 5-й провод который идет на корпус проигрывателя и не переусердствуйте с затягиванием подшипников. Помните, что тонарм должени абсолютно плавно и свободно двигаться во всех направлениях. Для смазки подшипников используйте литол

Контакты в шелле ликвидировать смысла не вижу, но провода от шелла к звукоснимателю рекомендую тоже обязательно поменять.

Проводов из тонарма должно выходить ровно 5. 4-е из них припаиваются к тюльпанам согласно полярности, а пятый на корпус проигрывателя и на клемму земля для последующего соединения с фонокорректором.

Собирайте аккуратно стараясь не сбить настройку автовозврата тонарма.

7) Особое внимание(у меня на это уходит около 40 минут) необходимо посвятить правильной установке звукоснимателя. Для этого годится этот шаблон(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться

О длительных разговорах насчет того какой советский проигрыватель лучше. Такие тесты осложняются тем, что проводить их необходимо на одном и том же звукоснимателе, который необходимо снять, поставить и точно выставить на каждом проигрывателе.

Сравнивались Электроника ЭП-017 самый первый выпуск(не Казанский, а Фрязинский) и Арктур только с задемпфированным корпусом. Сравнение велось на звукоснимателе, который у меня стоит и по сей день - Shure 75ecs. Фонокорректор ламповый ZKI.

Электроника несколько уступила на средних частотах. Арктур играл с более высоким разрешением. После переборки тонарма и замены проводки в силу отчетливо слышимых улучшений, очередное сравнение этих проигрывателей не имеет никакого смысла.

Уважаемый Степной Волк привозил свою доработанную Электронику Б1-01 с звукоснимателем Audiotechnika-110. Менять звукосниматели не стали, просто сравнили как есть. Сравнение некорректное, потому как Б1-01 сильно уступила Арктуру, но причина этому звукосниматель.

Этим я хочу сказать, что при желании, даже посредственный аппарат можно доработать до серьезного уровня.
________________________________________ ________________________________________ ____

Как увидеть износ иглы -

Инструкция: Как увидеть износ иглы.

Берем левой рукой головку, иглой от себя, под длинной лампой или люстрой (чем больше света тем лучше) ловим блик на конусе алмаза с боковой (рабочей) стороны, в сильную лупу (10-20х) или микроскоп (достаточно ручного 30-50х), ловим иглу в лупе/микроскопе, и начинаем медленно поворачивать головку иглой к себе, и если увидим яркую точку на кончике иглы (или плоскость в микроскоп) - то ей пора в мусорку/на ретип.

Курочим "Арктур".

Вступление.
По мере рассказа, будут фото-коментарии "хитрых", на мой взгляд мест.
Фотосъемка проводилась прежде всего для того, что бы избавить себя от головняков
во время последующей сборки. И поверьте, она мне пригодилась.
Основной принцип, который я приследовал в процессе тюнинга проигрывателя - не вносить
кардинальных изменений в конструкцию и тем не менее максимально выжать из него весь потенциал.
Перед тем как начать создавать данное руководство по доработке, я изучил практически весь скудный материал по данному типу проигрывателя, прочитал бесчисленное колличество комментариев на достаточно авторитетных форумах. В результате перед вами симбиоз собранного материала плюс мои поправки и рекомендации.

Первое впечатление всегда обманчиво.
Прочитав практически все и вся по данному типу "стола" (unitra G-xxx) у меня начинало складываться мнение, что в природе просто не существует нормальных проигрывателей "совкоковго" производства за исключением "Электроники" Б1-01 (точной копии "thorens", которая к сожалению ни как не хочет попасть мне в руки за вменяемые деньги). Все отзывы о "столах" типа "unitra" - отстой! Прямой привод - отстой! И т.д. и т.п. Но так как бог послал именно "арктур-006" (на базе "unitra-Gxxx" значит будем воевать и выжимать из него максимум!
Я не отношу на данный момент себя к когорте аудиофилов у которых общая стоимость оборудования 10 килобаксов и выше и которые принципиально не ставят пластинки с "цветом яблока отличным от черного". Возможно, поняв и главное УСЛЫШАВ отличия и нюансы в звучании разных компонентов я с улыбкой буду перечитывать этот текст, но будем исходить из принципа "что имеем на данный момент".
А на данный момент имеем:
1. Аккустическая система - Defender Mercury 50A (доработанная, материалы и фото выложу позже)
2. Проигрыватель "Арктур-006" (в процессе тюнинга)
3. Фонокорректор NAD PP2 (к тюнингу готов но процесс будет запущен после окончания работы над проигрывателем)
4. Кассетный магнитофон Technics RS-BX501 (собственно появился случайно, как воспоминание из детсва. Потому что в детстве мечтал именно о нем и потому что достался практически даром в обалденном состоянии)

Начинаем.
По хорошему, для более менее объективной оценки доработки надо было сначала его включить "так как есть", попробовать послушать, потом разобрать-собрать и включить снова. Но это невозможно было сделать по ряду объективных причин а именно:
1. Отсутствие иглы.
2. Мне заведомо было известно, что встроенный корректор - "фтопку!", а бюджетный NAD был только заказан.
3. Аппарат пролежавший в чулане около пяти лет с "убойным" тюнингом электрического шнура, я просто побоюсь включать в розетку.

Разборка.
И так, проигрыватель на "операционном" столе. Первым делом - полная разборка, мойка, смазка. Процесс не шипко интересный и муторный, потому как чужую грязь выворачивать не особо приятно.
Поэтому полный фото архив смотрите кому интересно, а сдесь будут только отдельные моменты.

Комментарии и рекомендации по разборке:
Особо никаких, потому как разбирается достаточно легко и просто.
В некоторых экземплярах не жалели краски на винты.
Тонарм окрутите и отложите в сторону (им займемся позже).
Не теряйте фиксаторы и регулировочные шайбы.
Так как проигрыватель мне достался без крышки, кронштейны для нее я убрал (тем более с них натекло в корпус вязкой жижи - еле отмыл)

Далее стиральный порошок в руки и отмываем корпус и основание стола.
Корпус я красить и оклеивать чем либо не стал, потому как есть желание сделать другой.
По демпфированию корпуса и диска я пока в поиске.
Блок питания из корпуса я выносить не стал (пока).

Сборка.
Первым делом визуальный осмотр электроники, концевиков, проводов.
На плате управления сразу меняем все электролиты. Не экономьте! Цена электролитов - рублей 10. А поиск причин неустойчивой работы привода - несколько вечеров.
Я "попал" просто. Выпаял кондеры, померил, емкости в норме. Через час работы началось дестабильное вращение диска. Оказалось, при нагреве емкость конденсатора восстанавливалась, а после остывания "уходила" от номинала.

Легкий тюнинг - замена ламп накаливания индикации режимов "33" и "45" светодиодами.
Много времени отняло регулировка плавноси работы микролифта тонарма (вязкая жижа + упругость пружины возврата якоря электромагнита)

В процессе сборки механники рекомендую выдержать компромис следующих вещей (влияет на стабильность вращения диска).
1. Равномерность воздушного зазора между диском (ротором)и катушками (статором)
2. Горизонтальность центрального опорного узла (три регулировочных винта)

Бесплатный совет - если частота вращения диска плавает при собдюдении всех выше перечисленных комментариев, выточите новый опорный подпятник центрального узла. Мне точили из графитофторопласта.
Этот материал отличается высокой фрикционной износоустойчивостью и достаточной твердостью.

После всех вышеперечисленных манипуляций - метки стробоскопа встали как вкопанные (на глаз кочание
около 0,5 - 1 мм вперед-назад)

Тонарм.
Разбираем. Все просто.
Если оставляем способность быстрой смены головки вместе с шеллом, то чистим контактные площадки.
Меняем, по желанию конечно, провода в тонарме. Я поставил "лиц" попарно свитый.

Фонокорректор и коммутатор головки (маленькая платка с двумя транзисторами) - фтопку!
Фонокорректор будет внешний, коммутатор, если будет большая необходимость, поставим релейный.