Самые распространенные форматы изображений на web страницах. Графика на WEB-странице в HTML. Размещение графического изображения из файла

Определение 1

Web-страница - это текстовый файл, созданный на языке HTML и размещенный в World Wide Web (WWW). В Web-странице кроме текста могут содержаться гипертекстовые ссылки, по которым можно осуществить переход к другим Web-страницам и просмотреть их, а также вставки в виде графики, анимации, видеоклипов и музыки.

С помощью языка HTML можно:

  1. Создавать и редактировать Web-страницы.
  2. Редактировать документы HTML-формата из Интернета с учетом функционирования всех внедренных в документ объектов (картинок, анимаций и т.д.).
  3. Используя гипертекстовые ссылки и возможность внедрения в документ HTML-формата рисунков, диаграмм, анимации, видеоклипов, музыкального и речевого сопровождения, текстовых спецэффектов, создавать мультимедийные презентации, слайд-шоу, демонстрационные проекты.

Замечание 1

Графические изображения, как правило, хранятся в отдельных файлах. В языке HTML имеются особые теги, с помощью которых в кодах Web-страниц прописываются ссылки, представляющие собой фактические адреса этих файлов в сети Интернет. Встречая такие теги, Web-обозреватель делает запрос Web-серверу на соответствующий файл с изображением, аудио - или видеороликом и выводит его на Web-страницу в место нахождения данного тега. Любые данные (изображения, аудио- и видеоролики и др.), которые хранятся в отдельных от Web-страницы файлах, называют внедренными элементами Web-страниц. Рассмотрим подробнее процесс добавления изображения на Web-страницу.

Добавление изображений на Web-страницу

Привлекательность Web-страниц заключается именно в используемой на них графике и других различных объектах. Добавить изображение на страницу не сложно. А добавить графику, способную сделать внешний вид Web-страницы более презентабельным и профессиональным, гораздо сложнее, потребуются специальные знания.

Добавить изображение на страницу можно, используя тег источника изображения, который имеет вид:

где - собственно сам тег, а scr – его атрибут. Так как атрибут scr является обязательным, то можно сказать, что вся эта запись представляет собой один общий тег. В теге источника изображения не используется соответствующего закрывающего тeга, так как тег источника является самодостаточным, и поэтому при его использовании необходимо добавлять в конце закрывающую косую черту: .

Добавление альтернативных надписей

В Интернете очень часто можно встретить различные надписи, которые отображаются при наведении указателем мыши на какой-либо графический объект Web-страницы. В этих надписях обычно содержится дополнительная информация о самом изображении или же об области страницы, на которой оно находится.

Ниже представлен НТМL-код, в котором атрибут alt добавлен внутрь тега. Данный атрибут аналогично атрибуту src сообщает браузеру некую дополнительную информацию об изображении и его также всегда можно использовать вместе с тeгом.

alt="Это картинка!" />

Функция атрибута alt заключается в определении для добавленного на Web-страницу графического элемента альтернативного текста. Альтернативным он называется потому, что отображается на экране как альтернатива для самого изображения. Атрибут alt выполняет еще одну важную функцию. Он позволяет веб-дизайнеру быть уверенным в том, что, если посетитель страницы не увидит на своем экране изображения, он во всяком случае хотя бы сможет ознакомиться с добавленной к этому изображению текстовой информацией.

При использовании атрибута alt для каждого тега, важно быть внимательным, чтобы не назначить графическим элементам несоответствующие им текстовые сообщения. К примеру, нет смысла в добавлении альтернативных текстовых надписей к элементам внешнего оформления страницы. Во избежание таких ошибок, можно присвоить атрибуту alt этих элементов пустое значение (alt=» »). Если не задать значений другим атрибутам, браузер воспроизведет изображение в исходном размере, при этом выровняет верхний край изображения с верхним краем находящейся рядом текстовой строки. Однако можно изменить оба этих параметра, используя теги стилевых таблиц.

Атрибуты изображения

В теге имеются атрибуты, которые позволяют изменять размер изображений. Вот некоторые из них:

  • height – с помощью него определяется высота изображения в пикселях или процентах;
  • width – с помощью него определяется ширина изображения в пикселях или процентах.

Настройка высоты и ширины изображения

Размеры изображений, размещаемых на Web-страницах, могут задаваться с помощью вышеназванных атрибутов. Причем их значения задают либо как фиксированное количество пикселей, либо в процентах относительно размеров страницы. В представленном ниже коде HTML первый тег содержит размеры исходного изображения в пикселях (60 пикселей по вертикали и 60 пикселей по горизонтали), второй тег ширину того же изображения устанавливает равной 6% от ширины страницы, а высоту – 10% относительно высоты страницы.

аlt="Это картинка!" hеight="60" width="60" />

аlt="Это картинка!" height="10%" width="6%" />

Замечание 2

При воспроизведении изображений в своем окне браузер одинаково хорошо справляется с обработкой значений обоих видов. Однако необходимо помнить о том, что у посетителей Web-страниц на компьютерах может быть установлено экранное разрешение, отличное от вашего. Поэтому при изменении размеров изображения, нужно обязательно задавать оба значения изображения (высоту и ширину). При изменении только одного из этих значений, на экране изображение может оказаться вытянутым по вертикали или горизонтали.

Можно использовать создание иллюзии более быстрой загрузки изображений. Для этого нужно всегда указывать значения атрибутов height и width в независимости от того, изменены размеры изображения или нет. Поскольку они сообщают браузеру важные сведения о количестве места, требуемого для размещения изображения на странице. В ответ браузер обозначает необходимое для изображения пространство и продолжает строить другие элементы страницы, не прекращая загрузки самого изображения. В связи с этим кажется, что страница грузится быстрее, так как ее посетителям не приходится ждать полной загрузки изображения, чтобы увидеть другую информацию на странице.

Для того чтобы изображение на любом экране независимо от его разрешения занимало точно определенное пространство по ширине страницы, необходимо использовать процентные значения. Если же нужно, чтобы постоянным было разрешение самого рисунка (его размер в пикселях), необходимо использовать значения в пикселях.

Выравнивание текста и графики

Для выравнивания изображения по правому (right) или левому (left) краю текстовой строки используется атрибут align тега. Например:

аlt="Это картинка!" hеight="60" width="60" align="right" />

Для выравнивания изображения по вертикали относительно текстовой строки можно также использовать этот атрибут, который может принимать значения top, bottom и center. Значение top указывает на выравнивание верхнего края изображения по верхнему краю окружающего его текста. Значение bottom указывает на выравнивание нижнего края изображения по нижнему краю окружающего его текста. Значение center указывает на выравнивание центра изображения по центру текстовой строки.

Использование изображений в качестве ссылок

Изображения используются также для оформления гиперссылок на другие документы. В HTML изображение превращается в гиперссылку так же, как и надпись. Для этого используется тeг, в который заключается элемент страницы (в нашем случае изображение), который должен стать ссылкой. Переход по ссылке будет осуществляться по щелчку на данное изображение.

Миниатюры изображений

Кроме вышеуказанного способа, в котором изображение выступает в качестве гиперссылки, его также можно использовать как гиперссылку, осуществляющую переход от одного изображения к другому. Это необходимо в тех случаях, когда размер изображения, которое хотят опубликовать на Web-странице, достаточно велик и будет очень долго загружаться, что неприемлемо для многих посетителей. Поэтому создают уменьшенную копию этого изображения (миниатюру) и представляют ее гиперссылкой. Если посетитель страницы заинтересуется данным изображением, он, щелкнув на миниатюру, сможет перейти к просмотру полноценного изображения. Приведем пример кода:

аlt="Щелкните, чтобы увидеть нормальное изображение."

hеight="60" width="60" />

Секреты успешного использования изображений

Изображения несут массу наглядной информации для посетителей, и это делает их привлекательными, к тому же их довольно-таки просто добавлять на Web-страницу, но при этом необходимо придерживаться определенных правил создания сайта, если мы хотим, чтобы он стал популярным в сети.

При создании страниц нужно стараться размещать на них изображения небольших размеров, поскольку изображения больших размеров потребуют для загрузки много времени, а некоторые пользователи все еще для доступа к сети по-прежнему используют каналы связи с низкой пропускной способностью, и поэтому размеры загружаемых файлов имеют для них принципиальное значение.

Замечание 3

Важным является и общий размер файла всего HTML-документа, который, в свою очередь, будет зависеть не только от размера изображений, содержащихся в нем, но и от их количества. Нужно быть внимательными при использовании атрибута alt, чтобы содержание текстового сообщения всегда соответствовало самому изображению. И в обратном случае: необходимо следить за тем, чтобы изображение соответствовало представленной на странице текстовой информации.

При использовании изображений, заимствованным в сети Интернет, на создаваемой странице, необходимо проверить, не защищены ли эти изображения авторскими правами.

Цвета в таблице

Как построить на странице таблицу

Списки в списках

Списки определений

Нумерованный список

Маркированный список

Как создать на странице список

Существует три основных типа списков: маркированные, нумерованные и списки определений. Главное различие перечисленных типов состоит в способе нумерации и структуре.

Наиболее часто используется ненумерованный, или маркированный список. Маркированный список задается тегами , а пункты списка между этими тегами - с помощью тега

  • .

    Нумерованный список очень напоминает маркированный. Единственным отличием является то, что в нумерованном списке перед каждым пунктом вместо графических маркеров автоматически помещаются последовательные номера или буквы.

    Нумерованный список задается с помощью тегов . Как и в маркированном списке, каждый пункт задается тегом

  • . По умолчанию списки HTML автоматически нумеруются с помощью арабских цифр – 1,2,3 и т.д. Можно задать другой способ нумерации. Чтобы изменить стандартный тип нумерации, добавьте в тег
      ключевое слово TAPE.

      TAPE=1 – Стандартная нумерация(1,2,3,4,5, …)

      TAPE=A – Прописные буквы(A, B, C, D, …)

      TAPE=a – Срочные буквы(a, b, c, d, …)

      TAPE=I – Римские цифры(I, II, III, IV, …)

      TAPE=i – Строчные римские цифры(i, ii, iii, iv, …)

      Списки определений выглядят несколько иначе, чем другие типы списков. Для описания каждого пункта списка в этом случае применяется два тега, а не один тег

    1. . Тег
      задает отдельный элемент, то есть определяемый термин, а тег
      - остальную информацию, которая выводится на следующей строке с отступом. Вторая строка информации называется определением. Задается список определений так же, как и другие списки. Единственное отличие - для каждого элемента требуется два тега.

      Одно из замечательных свойств списков - это возможность вкладывать их друг в друга. Вложение списка в список производится так же, как простое создание списка. Для этого не существует специальных тегов HTML. Чтобы не запутать браузер, убедитесь, что вы закрыли каждый внутренний список с помощью тега . Вкладывать друг в друга можно даже различные типы списков.

      Воспроизведите все вышеперечисленные списки

      У списков есть один недостаток - они одномерны. Это означает, что вы можете располагать информацию только на следующих друг за другом строках. Таблицы же позволяют располагать данные не только по строкам, но и по столбцам.

      Для задания таблиц используется целый ряд тегов. Теги

      и
      обрамляют таблицу целиком, а ряд других тегов определяют, каким образом будет выводиться информация. В табли­це приведено полное описание тегов таблиц.



      Теги HTML для построения таблиц:

      Теги Описание

      и Эти теги охватывают таблицу. Тег

      сообщает браузерам, что далее следует описание таблицы. Если вы хотите, чтобы была видна сетка, разделяющая строки и столбцы, добавьте ключевое слово BORDER.

      выводится в виде заголовка. Для задания заголовка можно также применять теги и .

      Теги отображают текст заголовками строки или столбца немного более крупным полужирным шрифтом.

      и Теги определяют каждую строку таблицы. Тег необязателен, но он делает Ваш HTML-код более полным и понятным.

      Эта пара тегов отделяет текст каждой ячейки таблицы.

      Создайте файл, в котором постройте таблицу из пяти строк и пяти столбцов.

      Существует ряд тегов, позволяющих задавать цвета фона и сетки таблицы. В первом случае ключевое слово BGCOLOR вставляется в тег

      и Текст, отмеченный этими тегами,

      и
      и
      следующим образов:

      Кроме ключевого слова BGCOLOR, существуют и другие способы управлять цветом:

      BORDERCOLOR Изменят цвет сетки таблицы

      BORDERCOLORDARK/ Используется для изменения сетки с

      BORDERCOLORLIGHT дополнительным эффектом трехмерности

      Измените цвет сетки таблицы с эффектом трехмерности .

      Урок 12-13. Использование графики

      Рисунки и графика очень важны для WWW. Это единственное средство Интернета, позволяющее просматривать на экране одновременно изображения и текст.

      Чтобы поместить изображение на Web-странице, нужно знать, как применять тег . Введите тег и ключевое слово SRC= для указания, какую графику загрузить.

      Вводя этот тег, обратите внимание, что файл должен находиться в той же папке, что и Ваш HTML-файл.

      Графика и трафик

      Требования к красоте и выразительности оформления Web-страниц находятся в постоянном противоречии с техническими возможностями современного Web-хостинга. Поэтому проектировщик сайта должен стать посредником между дизайнером и пользователем и строго выдерживать равновесие между визуальной привлекательностью и разумной скоростью доставки информации в Сети. Чтобы успешно решать эту проблему, необходимо знать все используемые в Интернете графические форматы, понимать различия между ними, области применения и особенности использования.

      Чтобы разобраться с большим количеством форматов и протоколов, принятых в Интернете, и построить собственную страницу, необходимо отобрать то, что является самым подходящим для ваших конкретных целей. Некоторые форматы могут быть специфичны только для одного браузера, а другие потребуют специального внешнего модуля. Мы выбрали из всего многообразия форматов только те, которые наиболее часто используются авторами популярных сайтов и принимаются пользователями.

      GIF и JPEG - это два наиболее популярных графических формата, которые давно стали фактическими стандартами для использования на WWW. Оба достаточно универсальны, читаются большинством браузеров и не требуют специального программного обеспечения (или дополнительных модулей). GIF и JPEG - растровые форматы изображения, что, соответственно, определяет фиксированный формат (разрешение) при отображении таких картинок на экране. При попытке масштабирования (предусмотренного в некоторых браузерах) растровые (пиксельные) изображения значительно теряют в качестве. Для 8-разрядного (256-цветового) формата GIF, кроме того, серьезной проблемой является выбор цветовой палитры.

      Векторные графические форматы значительно более привлекательны для использования в Сети. В отличие от точечных рисунков векторная графика основана на математическом (геометрическом) представлении данных. Такие изображения значительно меньше по объему хранения/передачи, легко масштабируются и практически не теряют в качестве при любых преобразованиях. К сожалению, векторные форматы еще малоупотребимы в Интернете, но стандарты уже сформированы и должны заинтересовать проектировщиков.

      Несколько векторных стандартов было предложено сравнительно недавно, а форматы PGML и VML в настоящее время рассматриваются консорциумом W3C (World Wide Web Consortium). Однако фирма Macromedia, продвигающая VML, давно открыла свой векторный формат Shockwave Flash другим разработчикам и реализовала дополнительные модули для просмотра графики в этом формате для популярных браузеров.

      Однако не для всех применений новые средства - обязательно лучшие. Самыми распространенными изображениями, публикуемыми в Интернете, до сих пор являются цифровые фотографии, рисунки и отсканированные картинки, которые весьма трудоемко, да и вряд ли целесообразно переводить в векторный формат.

      Поэтому выбор формата в конечном счете зависит от ваших задач, и то, какие изображения больше соответствуют вашей целевой аудитории, решать только вам.

      GIF - формат для дизайна

      Фирма CompuServe первоначально предназначала свой формат GIF для интерактивных приложений в условиях ограниченных возможностей стандартной графики на персональном компьютере. Это был изначально 4-, а затем и 8-разрядный растровый формат с заданием цветовой палитры, который поддерживал максимум 256 цветов. Одно из существенных преимуществ формата - то, что изображения могут быть индексированы к определенной палитре (набору цветов), в то время как JPEG-изображения не могут «привязываться» к палитре и их «правильное» отображение не всегда возможно. Это свойство особенно важно для тех разработчиков, которые используют индексацию палитры, чтобы оптимизировать передачу изображений для всех без исключения платформ (будь то PC, Mac, Web-TV или другие), независимо от того, с какой глубиной цвета работает та или иная система. Добиться подобной универсальности позволяет ограниченная палитра в 216 цветов, которая включает все общие цвета, используемые как в Windows, так и, например, в MacOS. Проектирование сайта в универсальной палитре гарантирует непротиворечивое, кроссплатформное и не зависящее от используемого оборудования отображение. Кроме того, GIF-формат использует схему сжатия без потерь (с простым алгоритмом кодирования повторов: последовательность байтов одного цвета заменяется на слово из двух байтов, один из которых содержит образец закраски, а второй определяет количество повторений), так что графические данные в этом формате не теряют информации в процессе сжатия и восстановления.

      Однако именно из-за таких встроенных цветовых ограничений формат GIF может применяться только для тех изображений, которые имеют ограниченное количество цветов, - типа черно-белых схем или же тех, что содержат большие области одного цвета, - типа мультипликационных кадров или цифровых рисунков с однотонной заливкой. Конечно, вы можете сохранить любое изображение в формате GIF, применив так называемое сглаживание цветовых тонов (dithering) и получить, таким образом, достаточно приличное качество, но в этом случае вы рискуете «нарваться» на значительное увеличение размера файла после применения вышеописанной компрессии с запоминанием повторов (в вырожденном случае, когда в изображении не присутствует ни одного смежного повтора, вы получите увеличение файла ровно в два раза по сравнению с некомпрессированным оригиналом).

      Таким образом, основные преимущества GIF-формата - это использование сжатия без потерь и экономное сохранение сплошных областей цвета с четкой границей и строгими цветовыми переходами. Формат JPEG отличается от описываемого тем, что в зависимости от уровня сжатия сплошные области там разрушаются и резкие переходы цветов сглаживаются или размываются.

      Основной критерий выбора формата GIF: если вы сами нарисовали в графическом пакете типа Photoshop или Painter картинку, которая имеет большие области одного цвета, или обработали существующее изображение и хотите сохранить высокую контрастность (необходимую, например, при отображении текста), то производите сохранение именно в этом формате (прежде всего это касается черно-белых или бедных цветом рисунков).

      Для фотографий, видеокадров или других полноцветных изображений с использованием гладких цветовых переходов (градиентов) используйте формат JPEG.

      Важно не забывать еще и то, что если вы пытаетесь сохранять изображения с непрерывным тоном в формате GIF, то вам, вероятно, придется отбросить так много информации в процессе подготовки изображения (при преобразовании его к фиксированной палитре), а применяемый в GIF метод компрессии окажется настолько неэффективным, что вы проиграете еще и материально (и по трудозатратам, и по объему файла).

      Кроме всего прочего в формате GIF предусмотрено так называемое чересстрочное появление (Interlaced), которое помогает пользователям с медленными каналами в самом начале приема оценить содержание картинки (эффект похож на постепенную прорисовку нерезкой картинки) и время, необходимое на ее полную передачу, и в результате принять решение, стоит ли продолжать прием или лучше от него отказаться. Впрочем, в отличие от прогрессивного JPEG здесь эффект, скорее, психологический, нежели реальный (см. рис.).

      Также следует помнить об одном важном преимуществе GIF-формата, без которого в некоторых случаях невозможно обойтись даже при всех его недостатках, - это поддержка прозрачности (расширение GIF89a), которая дает возможность отображать силуэт с непрямоугольными контурами на уже существующем фоне. Прозрачность в формате GIF реализована примитивно - один цвет (обычно фоновый) назначается прозрачным. Это преимущество часто используется при создании кнопок и пиктограмм при оформлении страницы (JPEG не предлагает никакой поддержки прозрачности).

      В заключение можно сказать следующее: GIF - наилучший выбор для достижения эффективного компромисса между существующим оборудованием и программным обеспечением, а возможность индексирования 8-разрядного GIF-изображения до 216 универсальных цветов имеет существенное значение, когда ваши изображения предназначаются для показа на разнообразных браузерах и неизвестных платформах.

      JPEG - формат для фотографий и видеокадров

      Формат JPEG получил свое название от аббревиатуры Joint Photographic Experts Group сommittee (объединенного комитета экспертов по фотографии), который и создал этот стандарт в конце 80-х - начале 90-х годов. Формат JPEG основан на алгоритме сжатия с потерями (дискретном косинусоидальном преобразовании), средствами которого ваше изображение разбивается на области (обычно это квадраты 8Ѕ8 пикселов), внутри которых распределение цветов заменяется на математическую функцию и хранятся только коэффициенты этой функции, позволяющие восстановить ее вид. Естественно, вы столкнетесь с некоторой потерей качества (в зависимости от сложности функции, применяемой для замены изображения) и после восстановления получите уже не реальную картинку, а ее математический «суррогат». Однако в зависимости от качества вашего оригинала и степени сжатия потеря качества может быть совершенно незаметна зрителю. Но главное преимущество JPEG-формата по сравнению с GIF заключается в том, что, в то время как GIF - только 8-разрядный (256-цветный), JPEG - 24-разрядный и может отображать до 16,7 млн. цветовых оттенков.

      По этой причине полноцветный JPEG, естественно, воспроизводит значительно большее количество видеоинформации, чем GIF. Этот формат лучше всего подходит для изображений реальной жизни - отсканированных картинок или цифровых фотографий, а также оцифрованных видеокадров или отрендеренных сцен трехмерной компьютерной графики.

      Другое преимущество JPEG заключается в следующем: в отличие от GIF он позволяет самостоятельно задавать степень сжатия, применяемого к исходному изображению, что дает возможность выдерживать необходимое равновесие между размером и качеством.

      Коэффициенты сжатия изменяются для JPEG в широких пределах - в зависимости от используемой программы редактирования изображения, однако на Web-страницах обычно применяются соотношения 10:1 или 20:1 (выраженное в пропорции по объему по отношению к исходному изображению), что обычно обеспечивает приемлемое качество. Тем не менее сжимать изображение можно и до экстремальных значений 100:1 (естественно, со значительной потерей качества).

      Итак, работая с фотографией в JPEG-формате, вы имеете возможность сохранить 24-разрядное изображение с 16,7 млн. цветовых оттенков, и, несмотря на потерю качества при сжатии, оно все же значительно больше соответствует оригиналу, нежели 256-цветное GIF-представление. При этом неизбежные потери качества сильно зависят от размера, качества и типа исходного изображения.

      Кроме того, JPEG позволяет определять так называемое прогрессивное отображение, то есть такое, когда при загрузке на экране сразу появляется «грубое» представление картинки, которое, по мере получения дополнительной информации, постепенно улучшается (при этом вы можете получить необходимое представление о сути подаваемого материала еще до завершения загрузки и прервать процесс на любом этапе, что значительно экономит время просмотра сетевого контента).

      Эти средства вы можете использовать по желанию, и подобное поэтапное проявление может стать хорошим подспорьем в борьбе с загруженностью каналов. Единственная проблема с прогрессивным JPEG (в отличие от чересстрочного GIF) состоит в том, что старые версии браузеров могут его не поддерживать.

      PNG - универсальная растровая новинка

      Представитель следующего поколения растровых форматов, PNG, взял лучшие свойства и от JPEG, и от GIF и добавил свой, уникальный подход к подаче изображения, который дает возможность встроить в один файл различные версии того же самого изображения для низкого, среднего и высокого разрешений.

      Формат PNG (Portable Network Graphics) - относительно новый растровый графический формат, который был одобрен как стандарт консорциумом W3C и должен постепенно заменить оба «устаревших» формата: как GIF, так и JPEG. PNG предлагает и цветовую индексацию (до 256 цветов), и поддержку как 24-, так и 48-разрядного цвета (True-Color), и работу с каналом прозрачности (альфа-каналом), к тому же он значительно более эффективен, чем традиционные форматы хранения растровых изображений.

      Алгоритм сжатия для полноцветной картинки превосходит JPEG по качеству, а при поддержке ограниченной индексированной палитры (до 256 цветов) новый формат осуществляет компрессию без потерь на 10-30% лучше, чем та, которая реализована в GIF-формате, что делает его оптимальным для использования в любых случаях. К сожалению, новый формат не позволяет жертвовать качеством изображения в обмен на более высокую степень сжатия, как в формате JPEG.

      Поддержка прозрачности в формате PNG в отличие от GIF - полноценная, то есть вы можете строить и полупрозрачные изображения или границы, поэтому проблема «чистых» границ, так трудно решаемая при использовании прозрачности в GIF-файле, здесь легко преодолима.

      Однако, несмотря на все усовершенствования, предлагаемые в PNG, новый формат «заживет» только после того, как к нему обратятся проектировщики Web-сайтов и производители программного обеспечения как для визуализации изображений в новом формате, так и для подготовки их для публикации. А пока довольно трудно найти PNG-изображения где-нибудь в Интернете, несмотря на недавнее включение поддержки этого формата как в Netscape Navigator, так и в Microsoft Internet Explorer.

      И хотя их последние версии и поддерживают PNG, они делают это весьма ограниченным способом. В настоящее время единственным решением для пользователей, которые хотят видеть полноценный PNG-файл, является самостоятельная установка внешнего модуля (подобного PNG Live).

      Видимо, разработчики медлят, дожидаясь полного перехода пользователей к новым форматам. Что ж, здоровый консерватизм никогда не помешает, но все же мы настоятельно рекомендуем вам постепенно переходить к PNG, заменяя им, по крайней мере, все существующие применения GIF-формата.

      Векторное представление

      И JPEG, и GIF, и PNG - растровые форматы, основанные на дискретном (пиксельном, или точечном) представлении изображения, в то время как векторные форматы основаны на математических формулах (геометрическом представлении фигур). Векторная графика обеспечивает значительные преимущества по сравнению с растром, особенно когда речь идет о схемах, тексте и промышленной графике (а экономичность форматов имеет огромное значение для Интернета).

      Итак, первое преимущество - это значительно меньший размер векторных изображений по сравнению с точечными рисунками, потому что описывается не каждый отдельный пиксел изображения, а вся фигура целиком (например, для задания окружности необходимо передать 3-4 числа: радиус, координаты центра и, может быть, тип или толщину линии и ее атрибуты). Математические формулы, которые описывают векторное представление, занимают намного меньше места, чем индивидуальные пикселы и их атрибуты.

      Другое немаловажное преимущество векторного представления - способность практически неограниченного масштабирования изображения (или детализации его частей) без каких-либо потерь в разрешающей способности или ясности изображения. Для адаптации векторного представления к той или другой палитре, платформе, оборудованию или особенностям дизайна не требуется никаких усилий; а согласование схемы сжатия и качества отображения проходит без каких-либо проблем.

      Однако не всякое растровое изображение можно перевести в векторную форму (например, плохо поддаются векторизации фотографии, отсканированные картинки или растровые рисунки). Но специально подготовленные векторные рисунки (типа штриховой графики, пиктограмм, технических иллюстраций, карт, информационной графики и других, являющихся исторически векторными) просто глупо переводить в растровую форму для публикации в Интернете, что повсеместно происходит сегодня.

      Проблемы с отображением векторной графики во всемирной Сети возникли оттого, что не было никакого другого способа отображения, кроме растрового, а появившийся было встраиваемый модуль для показа файлов в PDF-формате не обеспечивал должной гибкости работы и требовал хранения всего контента в одной форме - PDF.

      Для обеспечения возможности органично встраивать векторную графику в традиционный HTML-формат без какого бы то ни было дополнительного программного обеспечения в настоящее время на рассмотрении комитета по стандартам W3C находятся два новых векторных стандарта: PGML (Precision Graphics Mark-up Language) и VML (Vector Mark-up Language). PGML поддерживается фирмами Adobe Systems, IBM, Netscape и Sun Microsystems, а VML - Microsoft, Hewlett-Packard, Autodesk, Macromedia и Visio. Оба стандарта основаны на расширениях языка разметки XML, пропагандируемого для применения в сети как преемника HTML и рекомендованного W3C к использованию в будущем.

      Но в настоящее время ни один из браузеров не поддерживает никаких стандартов векторной графики, хотя дополнительные модули (Plug-ins) уже имеются. Среди наиболее популярных способов показа статических векторных изображений на Web сегодня можно выделить принадлежащий фирме Macromedia формат SWF (Shockwave Flash) и недооцененный пока формат Xara Flare.

      Flare - хорошее решение, допускающее включение векторных изображений, которые позволяют практически неограниченно увеличивать уровень детализации страницы, при этом их размеры сравнимы с Shockwave Flash. Нельзя сказать, что применение дополнительных модулей для просмотра изображений так уж неудобно, но когда вы будете использовать подобные средства на ваших страницах, не забудьте предупредить об этом пользователя и дать ему возможность загрузить соответствующий модуль, прежде чем он перейдет к той странице, которая будет включать эти элементы. В ближайшей перспективе это, конечно, замедлит процесс просмотра для новых пользователей, но постепенно вы приобретете все больше приверженцев, пока соответствующие средства наконец не будут включены в очередную версию браузера и дополнительный модуль новичкам уже не понадобится.

      Анимация, интерактивность и взаимодействие

      Вообще говоря, и GIF-изображения можно оформить в виде специального стека в одном файле, и полученный «фильм» (flipbook) воспроизвести можно, создав простую растровую анимацию. И Netscape и Microsoft обеспечили поддержку «оживляемого» GIF-формата, начиная еще с третьих версий своих браузеров, так что их присутствия на Web теперь трудно избежать. Многочисленные GIF-аниматоры, позволяющие формировать подобные GIF-стеки, широко распространены (причем как коммерческие, так и общедоступные). Однако «оживление» GIF-формата может привести к неуправляемым размерам файлов, ибо каждый «уровень» такого стека - это индивидуальное GIF-изображение, так что типичные 15 кадров в секунду для компьютерной анимации могут «наплодить» несчетное число килобайтов.

      В комбинации с Java или JavaScript можно создавать и интерактивную анимацию, которая будет реагировать на пользователя.

      А теперь рассмотрим другие решения для Web-анимации и интерактивного взаимодействия с пользователем, причем основную роль здесь продолжает играть фирма Macromedia, давно вышедшая на рынок со своими программами Shockwave и Flash и непрерывно улучшающая свои изделия, повышая их эффективность в соответствии с запросами пользователей и проектировщиков.

      Первоначально созданный как формат для Macromedia Director, Shockwave - это семейство протоколов, нацеленных прежде всего на производство интерактивного и графического содержания, создаваемого специально для использования в сети Интернет. А Shockwave Flash - это вообще уникальный инструмент и один из самых лучших способов для создания анимации и публикации ее на Web-странице. Shockwave Flash образует совсем маленькие файлы (так как использует преимущественно векторный формат представления) и по сравнению с другими форматами наиболее удобен с точки зрения подготовки.

      При публикации такой анимации на ваших страницах не забудьте уведомить об этом пользователя, чтобы он заранее запасся дополнительным модулем и приготовился к томительному ожиданию загрузки. Однако последние версии - и Netscape Navigator, и Internet Explorer имеют модули просмотра для Flash-анимаций даже в базовой поставке. Фирма Netscape подтвердила, что последующие версии Navigator будут иметь такую поддержку для Flash даже на уровне кода.

      Окончательное решение за вами

      Итак, изменяется отношение к представлению Web-контента, появляются новые форматы данных и поддерживающие их средства разработки. Однако старые форматы (для представления графики - это GIF и JPEG) все еще достаточно популярны. Они поддерживаются практически всеми браузерами, и большинство разработчиков имеют большой опыт работы именно с ними. Важно использовать правильный формат для конкретных целей, чтобы гарантировать равновесие между качеством изображения и размерами файлов. Например, одно изображение в формате GIF может занимать больший объем и давать более низкий качественный результат, чем в формате JPEG, а для другого все будет наоборот.

      Однако при представлении растровых изображений более предпочтительным становится PNG, а если вы пойдете еще дальше и попытаетесь использовать векторное изображение, то уже сегодня к вашим услугам - формат Shockwave Flash фирмы Macromedia.

      Формат SWF (Shockwave Flash) - это не общеупотребительный, а внутренний векторный формат программы Flash фирмы Macromedia (см. «Уроки Macromedia Flash» на CD-ROM), поэтому для того, чтобы получить собственное изображение или анимацию, вам придется приобрести соответствующий мультимедийный пакет от фирмы Macromedia, а пользователю необходимо будет поставить дополнительный модуль для визуализации результата. Таким образом, для того чтобы просто поместить векторный рисунок на вашу Web-страницу, вам придется преодолеть целый ряд неудобств.

      Тем не менее на подходе и другие векторные форматы, которые в скором времени станут стандартными.

      КомпьютерПресс 5"1999

      Добавление изображения происходит в два этапа: вначале готовится графический файл в нужном формате и желаемого размера, затем файл отображается на странице с помощью элемента .

      Форматы файлов

      Широкое распространение для веб-графики получили два формата - PNG и JPEG. Их многофункциональность, универсальность, небольшой объём исходных файлов при достаточном для сайта качестве, сослужили им положительную службу, фактически определив их как стандарт веб-изображений. Кроме них на сайтах применяются форматы GIF и SVG.

      Формат PNG-8

      PNG-8 (Portable Network Graphics, переносимая сетевая графика) - свободный формат созданный для замены GIF, в котором долгое время использовались проприетарные алгоритмы.

      Особенности

      • Использует 8-битную палитру (256 цветов) в изображении, за что и получил в своем названии цифру восемь. При этом можно выбирать, сколько цветов будет сохраняться в файле - от 2 до 256.
      • В отличие от GIF, не отображает анимацию.

      Область применения

      Формат PNG-24

      PNG-24 - формат, аналогичный PNG-8, но использующий 24-битную палитру цвета Подобно формату JPEG, сохраняет яркость и оттенки цветов в фотографиях. Подобно GIF и формату PNG-8, сохраняет детали изображения, как, например, в линейных рисунках, логотипах или иллюстрациях.

      Особенности

      • Использует примерно 16,7 млн. цветов в файле, из-за чего этот формат применяется для полноцветных изображений.
      • Поддерживает многоуровневую прозрачность, это позволяет создавать плавный переход от прозрачной области изображения к цветной.
      • Из-за того, что используемый алгоритм сжатия сохраняет все цвета и пиксели в изображении неизменными, если сравнивать с другими форматами, то у PNG-24 конечный объём графического файла получается наибольшим.

      Область применения

      Фотографии, рисунки, содержащие прозрачные и полупрозрачные участки, рисунки с большим количеством цветов и чёткими краями изображений.

      Формат JPEG

      JPEG (Joint Photographic Experts Group, объединённая группа экспертов-фотографов) - популярный формат графических файлов, широко применяемый при создании сайтов и для хранения фотографий. JPEG поддерживает 24-битный цвет и сохраняет яркость и оттенки цветов в фотографиях неизменными. Данный формат называют сжатием с потерями, поскольку алгоритм JPEG выборочно отвергает данные. Метод сжатия может внести искажения в изображение, особенно содержащий текст, мелкие детали или чёткие края. Формат JPEG не поддерживает прозрачность. Когда вы сохраняете фотографию в этом формате, прозрачные пиксели заполняются указанным цветом.

      Особенности

      • Количество цветов в изображении - примерно 16,7 миллионов, что вполне достаточно для сохранения фотографического качества изображения.
      • Основная характеристика формата - «качество», позволяющее управлять конечным размером файла. Качество измеряется от 0 до 100, чем выше значение, тем лучше получается картинка, но и увеличивается объём файла.
      • Поддерживает технологию, так называемый прогрессивный JPEG, в котором версия рисунка с низким разрешением появляется в окне просмотра до полной загрузки самого изображения.

      Область применения

      Используется преимущественно для фотографий. Не очень подходит для рисунков содержащих прозрачные участки, мелкие детали или текст.

      Формат GIF

      GIF (Graphics Interchange Format, формат для обмена изображениями) - формат графических файлов, широко применяемый при создании анимированных изображений. GIF использует 8-битный цвет и эффективно сжимает сплошные цветные области, при этом сохраняя детали изображения.

      Особенности

      • Количество цветов в изображении может быть от 2 до 256, но это могут быть любые цвета из 24-битной палитры. Файл в формате GIF может содержать прозрачные участки. Если используется отличный от белого цвета фон, он будет проглядывать сквозь «дыры» в изображении.
      • Поддерживает покадровую смену изображений, что делает формат популярным для создания простой анимации.
      • Использует свободный от потерь метод сжатия

      Область применения

      Текст, логотипы, иллюстрации с чёткими краями, анимированные рисунки, изображения с прозрачными участками, баннеры.

      Формат SVG

      SVG (Scalable Vector Graphics, масштабируемая векторная графика) - векторный формат, изображение в котором состоит не из пикселей, а из объектов и кривых. По этой причине не годится для растровых фотографий, состоящих из точек, но прекрасно подходит для иллюстраций, содержащих отчётливые контуры.

      Особенности

      • Изображения в формате SVG можно сколь угодно масштабировать без потери качества картинки.
      • Объём файла получается обычно небольшим.
      • Поддерживает анимацию и интерактивность.

      Область применения

      Текст, логотипы, иллюстрации с чёткими краями.

      Добавление изображения

      Для добавления изображения на веб-страницу используется элемент , атрибут src которого определяет адрес графического файла. Общий синтаксис добавления изображения следующий.

      " alt="<альтернативный текст>">

      Оба атрибута src и alt являются обязательными.

      Атрибут src задаёт путь к графическому файлу, для его указания можно использовать как абсолютный, так и относительный адрес. Далее рассмотрим несколько разных способов, как определить путь к изображению для размещения его на веб-странице. В качестве примера возьмём файл с именем target.png , который хранится в папке images корня сайта.

      http://example.ru/images/target.png
      Если адрес начинается с протокола (http:// или https://), то речь идёт об абсолютном адресе. Изображение всегда будет загружаться с указанного адреса в Интернете, даже при сохранении веб-страницы на локальный компьютер.

      //example.ru/images/target.png
      Это абсолютный адрес изображения без указания протокола. Браузер самостоятельно подставит нужный протокол, на котором работает сайт (http:// или https://). Учтите, что такого рода адреса не работают на локальных веб-страницах, а только в Интернете под управлением веб-сервера.

      /images/target.png
      Если в начале адреса стоит косая черта (/), это означает, что папка images располагается в корне сайта. Одна папка может быть вложена в другую, поэтому путь может увеличиться. К примеру, /assets/images/target.png означает, что папка assets располагается в корне сайта, в ней хранится папка images , внутри которой расположен файл target.png .

      ../images/target.png
      Две точки с косой чертой в начале адреса (../) говорят о том, что папка с изображением находится на уровень выше в структуре папок относительно HTML-документа. На рис. 1 показан файл source.html , в который требуется вставить рисунок target.png .

      Рис. 1. Размещение файлов

      images/target.png
      Имя папки без всяких точек в начале адреса сообщает, что HTML-документ и папка с изображением находятся на одном уровне (рис. 2).

      Рис. 2. Размещение файлов

      target.png
      Единственное имя файла говорит о том, что изображение и веб-страница располагаются в одном месте (рис. 3).

      Рис. 3. Размещение файлов

      В примере 1 показано несколько способов добавления рисунка на веб-страницу.

      Пример 1. Добавление изображений

      Добавление изображений

      Альтернативный текст

      Альтернативный текст является важной частью изображений и предназначен для людей со слабым зрением, которые не могут разглядеть картинки и получают информацию с сайта с помощью слуха. Специальные экранные ридеры зачитывают текст с сайта, а вместо изображений произносят текст, записанный в атрибуте alt . В обычных браузерах содержимое alt показывается только в случае, когда картинки по каким-либо причинам не отображаются на веб-странице.

      Атрибут alt должен описывать содержимое изображения, а в случае, если картинка выполняет декоративную функцию и не несёт какого-либо содержательного смысла, то оставляем alt пустым (пример 2).

      Пример 2. Использование alt

      Альтернативный текст

      Если для изображений требуется видимая подсказка, то следует воспользоваться глобальным атрибутом title , который можно добавлять к любому элементу, а не только к картинкам. При наведении курсора на изображение появится текст, содержащий значение атрибута title (пример 3).

      Пример 3. Использование title

      Атрибут title

      Вид всплывающей подсказки зависит от конкретного браузера и её нельзя изменить. На рис. 2 показана всплывающая подсказка в браузере Firefox.

      Рис. 2. Вид всплывающей подсказки

      Изменение размеров рисунка

      Для изменения размеров рисунка у элемента предусмотрены атрибуты width (ширина) и height (высота). В качестве значения используются пиксели или проценты. В примере 4 показано добавление этих атрибутов к .

      Пример 4. Размеры рисунка

      Размеры изображения


      Атрибуты width и height не являются обязательными, после загрузки изображения браузер самостоятельно установит его исходный размер. В основном эти атрибуты применяются в следующих целях:

      • зарезервировать место под картинку;
      • уменьшить размер больших фотографий;
      • улучшить качество изображения для дисплеев Retina.

      Если размеры изображения указаны явно, то браузер использует их для того, чтобы отображать соответствующую картинке пустую область в процессе загрузки документа. В противном случае браузер ждёт, когда рисунок загрузится полностью, после чего меняет ширину и высоту картинки. При этом может произойти переформатирование текста, поскольку первоначально размер картинки не известен и автоматически он устанавливается небольшим.

      Ширину и высоту изображения можно менять как в меньшую, так и в большую сторону. Браузер самостоятельно уберёт лишние пиксели или наоборот, достроит недостающие, чтобы получить изображение соответствующего размера. Качество получаемой в итоге картинки сильно зависит от её содержимого, в любом случае надо помнить, что бесконечно увеличивать изображение без потери детализации возможно только в кино.

      Дисплеи Retina отличаются высокой плотностью пикселей и детализацией изображений, поэтому обычные картинки на них выглядят чуть размытыми. Чтобы улучшить их качество, картинки готовят удвоенного размера. К примеру, если на веб-странице требуется фотография шириной 400 пикселей, то мы берём фотографию шириной 800 пикселей, но в значении атрибута width оставляем ширину 400 пикселей.

      Атрибуты width и height не обязательно должны идти совместно. Если какой-то из этих атрибутов не указан, то браузер самостоятельно подставит нужное значение исходя из пропорций изображения.

      За счёт того, что мы самостоятельно подставляем ширину и высоту картинки, мы можем намеренно искажать её пропорции, вытягивая картинку по вертикали или горизонтали.

      Кроме пикселей в качестве размеров допустимо использовать процентную запись. В таком случае ширина задаётся относительно родительского элемента.

      С высотой в подобных случаях есть сложности, потому что высота картинки в процентах считается только в том случае, когда высота её родителя определена явно. Если высота родительского элемента никак не указана, то запись вида height="100%" игнорируется.

      Существуют сотни графических форматов, но только некоторые из них поддерживаются веб-браузерами. В данной статье мы опишем различные графические форматы файлов, которые доступны для веб-дизайнеров и в каком случае они должны быть использованы.

      Графические форматы файлов, которые поддерживаются большинством популярных веб-браузеров являются: Graphic Interchange Format (GIF), Joint Photographic Experts Group (JPEG), Portable Network Graphics (PNG) и векторная графика. Некоторые свойства графических файлов:

      • Прозрачность - это свойство позволяет изображению быть в разной степени прозрачности от твердого состояния до полностью прозрачного.
      • Сжатие - это свойство позволяет изображению сохраняться в гораздо меньшем файле, с помощью математических алгоритмов для обработки группы пикселей как единого элемента.
      • Переплетение - позволяет изображению быть загруженным сначала по нечетным строкам, а затем четным. Это позволяет посетителю скорее увидеть изображение.
      • Анимация - создает видимость движения с помощью серии последовательных снимков. Для анимированного GIF не требуется плагин в браузере и он может работать практически на всех устройствах.
      • Прогрессивная загрузка - похожа на переплетение тем, что она загружает только часть изображения изначально, но не на основе чередующихся строк.

      GIF основан в 1980 году и принят веб-дизайнерами в начале 1990-х годов в качестве основного графического формата для веб-страниц. GIF файлы используют алгоритм сжатия, который делает размера файла маленьким для быстрой загрузки. GIF ограничен 256 цветами (8 бит), поддержкой прозрачности и черезстрочной графики. Также есть возможность создавать анимированную графику используя этот формат. Все браузеры могут отображать GIF файлы без проблем.

      Преимущества GIF:

      • Наиболее широко поддерживаемый графический формат
      • Схемы выглядят лучше в этом формате
      • Поддержка прозрачности

      Файлы сжаты, но поддерживают “истинные цвета” (24 бит) и являются предпочтительным форматом для фотографий, где вопрос о качестве очень важен. JPEG поддерживает прогрессивный формат, который позволяет почти мгновенно видеть изображение, которое улучшиться в качество, когда закончится загрузка.

      В отличие от GIF файлов, веб-дизайнеры могут управлять сжатыми файлами JPEG, что допускает иметь различные уровни качества изображения и размеры файла.

      Преимущества JPEG:

      • Большое сжатия означает более быструю скорость загрузки.
      • Производит отличное качество для фотографий и сложных рисунков.
      • Поддержка 24-битного цвета.

      PNG является относительно недавним форматом, который был введен как альтернатива для GIF файлов. PNG поддерживает до 24 битный цвет, прозрачность, переплетение и может содержать краткое текстовое описание изображения, которое используется в поисковых системах.

      Преимущества PNG:

      • Преодолевает 8-битный цвет ограничений в GIF
      • Позволяет текстовое описание изображений для поисковых систем
      • Поддерживает прозрачность
      • Схемы выглядят лучше, чем в JPEG

      Векторная графика

      Большинство веб-графики является растровым изображением или рисунком, который состоит из сетки цветных пикселей. Иллюстрации должны быть созданы в векторной графике, которая состоит из математического описания каждого элемента, который составляет формы линий и цвета изображения. Векторная графика создается путем привлечения таких программ, как Adobe Illustrator или CorelDRAW. Векторная графика должна быть преобразованы в любом формате GIF, JPEG или PNG для использования на веб-страницах.

      Какой формат следует использовать?

      Веб-дизайнер может выбрать либо GIF или JPEG формат для большинства применений. Но, так как размер файлов GIF, как правило, небольшой по сравнению с размером файла JPEG, большинство веб-дизайнеров будут использовать формат GIF для фона, коробок, кадров и любых других графических элементов, которые выглядят отлично с помощью 8-битного цвета.

      Большинство дизайнеров выберут формат JPEG для фотографий и иллюстраций, где сжатие не идет на компромисс визуальному качеству изображения.