Лабораторные работы по excel. Лабораторные работы по Excel учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему Лабораторная работа microsoft excel задания

Задание 1: Связывание листов рабочей книги с использованием ссылок в формулах и функций из категории ССЫЛКИ и МАССИВЫ .

1. Загрузить EXCEL. Нажать кнопку OFFIСE , и выбрать пункт ПАРАМЕТРЫ EXCEL.

2. Установить параметры отображения информации: в меню ПАРАМЕТРЫ EXCEL , на вкладке ДОПОЛНИТЕЛЬНО включить флаги: ОТОБРАЖАТЬ СЕТКУ, ЗАГОЛОВКИ СТРОК И СТОЛБЦОВ, ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ/ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПОЛОСА ПРОКРУТКИ, ЯРЛЫЧКИ ЛИСТОВ, ПО УМОЛЧАНИЮ : эти флаги должны быть уже включены. Выключить их. Закрыть окно настройки параметров, нажав ОК, и убедиться в том, что данные настройки применены. В некоторых случаях работа в таком режиме может быть удобна, но для выполнения данного задания удобнее включить все ранее снятые значки. Выполнить самостоятельно.

3. Переименовать листы рабочей книги, назвав их соответственно Прайс , Затраты , Предложение . В контекстном меню листа выбрать пункт ПЕРЕИМЕНОВАТЬ и задать новое имя листа, например ПРАЙС . Аналогично переименовать два других листа рабочей книги. Контекстное меню позволяет проводить и другие операции с листами рабочей книги: УДАЛИТЬ, ПЕРЕИМЕНОВАТЬ, ПЕРЕМЕСТИТЬ, КОПИРОВАТЬ, ДОБАВИТЬ . Отработать эти операции самостоятельно.

4. Набрать на листе ПРАЙС информацию, представленную на рис. 2 . Стандартная ширина колонок в таблице EXCEL равна 8 символам. Для её изменения необходимо выполнить следующие действия: установить курсор мыши на разделительную линию в заголовке столбца и убедиться, что он принял вид двунаправленной стрелки; нажать левую кнопку мыши и, удерживая её, переместить мышь влево/вправо, отпустить кнопку мыши. Также для изменения ширины столбца можно установить курсор мыши на разделительную линию в заголовке столбца и сделать двойной щелчок левой кнопкой мыши. То же можно выполнить на вкладке ГЛАВНАЯ/ФОРМАТ и выбрать АВТОПОДБОР ШИРИНЫ СТОЛБЦА . Самостоятельно отработать изменение ширины/высоты столбца/строки рабочей книги. На рис. 3 для того, чтобы текст в ячейках A3:D3 переносился по словам и был расположен в центре ячейки, выполнены установки в окне ФОРМАТ ЯЧЕЕК : в контекстном меню выделенного диапазона ячеек выбрать окно ФОРМАТ ЯЧЕЕК/ВЫРАВНИВАНИЕ и выполнить установки, представленные на рис. 3.

На рис. 4 представлена процедура установки рамки таблицы. Для этого выделить всю таблицу. Затем на панели ГЛАВНАЯ на значке ГРАНИЦЫ выбрать ВСЕ ГРАНИЦЫ . Другой способ задания рамки таблицы: в контекстном меню ФОРМАТ ЯЧЕЕК , вкладка ГРАНИЦЫ . Наименование таблицы ПРАЙС-ЛИСТ ввести в ячейку А1, затем выделить блок ячеек А1:D2 , и нажать кнопку ОБЪЕДИНИТЬ И ПОМЕСТИТЬ В ЦЕНТРЕ на панели ГЛАВНАЯ , как показано на рис. 5. Дальнейшее выравнивание выполняется на панели ГЛАВНАЯ , вкладка ВЫРАВНИВАНИЕ .

5 . Выполнить форматирование чисел в диапазоне С4:С12. Для этого нужно: выделить этот блок ячеек и в контекстном меню выбрать пункт ФОРМАТ ЯЧЕЕК (рис. 6). На вкладке ЧИСЛО выбрать пункт ВСЕ ФОРМАТЫ . Из списка предлагаемых форматов выбрать шаблон, представленный на рис. 6 стрелкой. В поле ТИП изменить стандартный шаблон и нажать ОК. Результат показан на рис. 7.

6. В ячейки D4:D12 ввести формулы для вычисления цены товара в рублях. Для этого ввести формулу =C4*$G$3 в ячейку D4 (знак $ набирать на клавиатуре или в момент нахождения курсора ввода на фрагменте этой формулы G3 нажать на клавиатуре F4). Затем формулу следует копировать из ячейки D4 на диапазон ячеек D5:D12. Копирование можно выполнять автозаполнением. Для этого нужно: выделить ячейку D4, установить курсор на маркер автозаполнения – прямоугольник в левом нижнем углу ячейки (при нахождении на нём маркер имеет вид креста), нажать левую кнопку мыши и, удерживая её, протянуть указатель мыши до ячейки D12 (рис. 7), отпустить кнопку мыши. Результат представлен на рис. 8.

7. В ячейку G5 ввести формулу =ТДАТА() для вычисления текущей даты. Формулу можно вводить непосредственным набором или с использованием панели ФОРМУЛЫ/ВСТАВИТЬ ФУНКЦИЮ или про помощи кнопки fx в строке ввода формул. Её следует выбирать из категории ДАТА/ВРЕМЯ .

8. На листе ЗАТРАТЫ набрать таблицу, представленную на рис. 9. В ячейках столбца С - формулы, содержащие ссылку на ячейки листа ПРАЙС . В ячейке С8 формула =СУММ(С3:С7). Она может быть непосредственно набрана в эту ячейку или введена автосуммированием: двойной щелчок левой кнопкой мыши на кнопке Автосумма (∑) на панели ГЛАВНАЯ.

9. Для автоматического поиска информации на листе ПРАЙС можно использовать функции из категории ССЫЛКИ И МАССИВЫ . Пример такой функции на рис. 10. Образец для поиска функция ПРОСМОТР берёт из ячейки А5. Этот образец она ищет на диапазоне ячеек В4:В12 листа ПРАЙС . Результат поиска – значение цены для товара заданного артикула функция ищет в диапазоне D4:D12 листа ПРАЙС . Формулу можно вводить непосредственным набором или с использованием панели ФОРМУЛЫ/ВСТАВИТЬ ФУНКЦИЮ или при помощи кнопки fх в строке ввода формул. Необходимое условие применения функции ПРОСМОТР состоит в том, что в диапазоне поиска все записи должны быть отсортированы по возрастанию значений поля АРТИКУЛ .

10. На листе ПРЕДЛОЖЕНИ Е ввести данные, представленные на рис. 11

Задание 2 : Формула массива

Вычисление обратной матрицы с использованием возможностей MS EXCEL.

1. Вычисление обратной матрицы. В ячейки B16:D18 вводим исходную матрицу. Выделить диапазон ячеек G16:I18. Нажать на кнопку fx в строке ввода и выбрать категорию МАТЕМАТИЧЕСКИЕ , функция МОБР (рис. 12)

В поле МАССИВ вводим адреса ячеек исходной матрицы (рис. 13) и нажимаем сочетание клавиш CTRL+SHIFT+ENTER. Результат представлен на рис. 14


2. Умножение матрицы А на матрицу В . В диапазоне ячеек А7:В8 вводим матрицу А. В диапазоне ячеек D7:E8 вводим матрицу В. Выделить ячейки в диапазоне G7:H8. Нажать на кнопку fx в строке ввода и выбрать категорию МАТЕМАТИЧЕСКИЕ , функция МУМНОЖ (рис. 15)

Для ввода формулы нажимаем сочетание клавиш CTRL+SHIFT+ENTER. Результат вычисления представлен на рис. 18.

Самостоятельно вычислить определитель матрицы (рис. 18)

Задание 3: Логические функции

1. Создать таблицу следующего вида (рис. 19).

Рекомендации по выполнению задания: Ввести в ячейку Е7:Е8 проценты уценки товаров: соответственно для октябрьской и более ранней даты договора – 15 %; для декабрьской и ноябрьской даты договора – 0%. В ячейки F7:F8 ввести соответствующие формулы. Например, F7: =D7-D7*E7. На экране должно появиться следующее (рис. 20).

3. Рассчитать цену товара после уценки в зависимости от даты составления АКТА УЦЕНКИ , причём если между датой уценки и датой договора меньше 62 дней, то процент уценки будет 0%, в остальных случаях – 15%.

Рекомендации по выполнению задания: Ввести дату уценки 29.12.2008 года. Далее удалить проценты уценки из таблицы и вставить соответствующие формулы для процента уценки в зависимости от даты договора. Для выполнения задания необходимо использовать логическую функцию ЕСЛИ . Формат этой функции можно посмотреть с помощью МАСТЕРА ФУНКЦИЙ . Нажать на кнопку fx в строке ввода и выбрать категорию ЛОГИЧЕСКИЕ , функция ЕСЛИ (рис. 21). Записать в ячейку Е5 столбца ПРОЦЕНТ УЦЕНКИ формулу =ЕСЛИ($E$2-A5<62;0%;15%) (рис. 22).

Затем нужно скопировать формулу на диапазон ячеек Е6:Е9 автозаполнением ячеек. Результат представлен на рис. 23.

Расшифровка формулы следующая: если разница между датой Акта уценки и датой договора меньше 62 дней, то уценки товара не произойдет, иначе процент уценки товара будет установлен и равен 15%.

4. Скопировать эту формулу в диапазон E5:E12 , а формулу из F5 в диапазон F5:F12.

Анализ показывает, что формулы в столбцах E и F корректно работают для заполненных строк Акта уценки (5,6,7,8,9 строки), а для строк, начиная с десятой, появляется лишняя информация, т.е. формула не проверяет, введены ли все данные для расчета процента и цены после уценки.

5. Изменить формулу в ячейке E5 на следующую, добавив проверку внесения необходимой для расчетов информации:

ЕСЛИ(ИЛИ($C$2=0;A5=0;D5=0);’ ‘;ЕСЛИ($C$2-A5<31;0%;15%))

Расшифровка формулы следующая: если не введены даты Акта уценки, или дата договора, или цена согласно договору, то процент уценки не может быть установлен, иначе процент уценки будет установлен в зависимости от разницы между датами Акта уценки и договора.

С помощью мастера функций изучите формат логического оператора ИЛИ .

6. Скопировать новую формулу в диапазон E5:E12.

7. Изменить формулу в ячейке F5 на следующую:

ЕСЛИ(E5=’ ‘;’ ‘;D5-D5*E5).

Расшифровка формулы следующая: если нет процента уценки, то не будет цены после уценки, иначе расчет будет осуществлен согласно формуле.

8. Скопировать новую формулу в диапазон F5:F12 и добавить новые записи.

9. Самостоятельно рассчитать цену товара после уценки в зависимости от даты составления Акта уценки, причем, если между датой уценки и датой договора меньше 31 дня, то процент уценки будет 0%, если между датой уценки и датой договора меньше 61 дня, то процент уценки будет 15%, в остальных случаях - 30%.

Проверить правильность работы электронного Акта уценки и сохранить в личной папке.

Задание 3 : Консолидация данных.

1. Добавить в рабочую книгу новые листы, так, чтобы общее количество листов было 8. Назвать листы рабочей книги следующим образом: Лист1 – МЕНЮ, Лист2 – СЕВЕР, Лист3 – ЮГ, Лист4 – ЗАПАД, Лист5 – ВОСТОК, Лист6 – НЕСВЯЗАННАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ, Лист7 – СВОДНЫЙ ОТЧЁТ (Рис. 34).

2. Сгруппировать листы СЕВЕР – СВОДНЫЙ ОТЧЁТ рабочей книги. Для этого, удерживая клавишу CTRL , щёлкать мышкой на ярлыках листов. Если листы сгруппированы, то они выделяются белым цветом. При внесении информации на один из листов группы, информация автоматически заносится на все листы группы.

3. Набрать таблицу следующего вида (рис. 35). Таблица содержит сведения о выполнении плана продаж товаров по одному из регионов компании. Она автоматически заносится на все листы выделенной группы, поэтому набирать нужно только постоянную информацию, общую для всех таблиц группы листов (всех регионов).

4. Разгруппировать листы. Для этого, нажав клавишу CTRL , щёлкать левой клавишей мыши на ярлыках всех листов. Они должны стать серого цвета. Внести на листы Север, Юг, Запад, Восток переменную информацию: количество товаров, стоимости товаров и в заголовке внести названия регионов. Пример заполнения одного листа представлен на рис. 36. Для других листов (Юг, Запад, Восток ) внести новые значения в поля Количество и Стоимость.

5. Перейти на лист Сводный отчёт . Выделить диапазон ячеек В6:С15. Вызвать диалоговое окно Консолидация: Вкладка ДАННЫЕ/РАБОТА С ДАННЫМИ/КОНСОЛИДАЦИЯ (Рис. 37). В поле Функция выбрать Сумма . Щёлкнуть мышкой в поле Ссылка и ввести ссылку на консолидируемый диапазон ячеек: перейти на лист Север , выделить диапазон ячеек Стоимость и Количество без заголовка и итоговой строки (Рис. 38), нажать кнопку Добавить в окне Консолидация . Аналогично ввести данные для листов Юг, Запад. Восток . Включить флаг . Результат представлен на рис. 39.


6. Для выполнения консолидации данных нажать клавишу ОК . Результат представлен на Рис. 39. Слева создана структура: клавиши с изображением знака плюс. При нажатии на такую клавишу структура разворачивается: выдаются строки, показывающие данные с листов Север, Юг, Запад, Восток , на основе которых получены результаты вычисления суммы.

7. Самостоятельно выполните несвязанную консолидацию данных на листе Несвязанная консолидация . Флаг Создавать связи с исходными данными отключите

Задание 5 : Макросы

1. На листе МЕНЮ рабочей книги КОНСОЛИДАЦИЯ разместить объект Word Art: надпись ГЛАВНОЕ МЕНЮ . Для этого надо открыть панель ВСТАВКА /ТЕКСТ вкладка Word Art, выбрать нужный стиль написания и ввести текст надписи: главное меню. Разместить друг под другом несколько прямоугольников с помощью панели ВСТАВКА , вкладка ФИГУРЫ , как показано на рис. 40.

2. С помощью кнопки ИЗМЕНИТЬ ТЕКСТ в контекстном меню прямоугольников, внутри фигур выполнить надписи: названия листов рабочей книги КОНСОЛИДАЦИЯ . Установить выравнивание надписи ПО ЦЕНТРУ (рис. 41). Выполненные объекты предназначены для создания кнопочного меню. Кнопочное меню будет использовано для быстрого перехода к объектам рабочей книги.

3 Для каждой кнопки меню нужно записать макросы: программы на языке VISUAL BASIС , позволяющие автоматизировать выполнение определённых операций. В нашем случае макросы будут автоматизировать операции перехода на выбранные при помощи кнопок листы рабочей книги. Для записи макроса необходимо на панели ВИД выбрать вкладку МАКРОСЫ/ЗАПИСЬМАКРОСА . Затем ввести имя макроса, например, для макроса, прикрепляемого на кнопку СЕВЕР можно ввести имя Север (рис. 42) и закрыть диалоговое окно Запись макроса.

4. После этого перейти на лист СЕВЕР и выбрать в панели ВИД , вкладку МАКРОСЫ команду ОСТАНОВИТЬ ЗАПИСЬ . Аналогично написать макросы для кнопок ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК и ОТЧЁТЫ . Прикрепить макрос СЕВЕР к одноимённой кнопке на листе МЕНЮ . Для этого в контекстном меню кнопки СЕВЕР выбрать пункт НАЗНАЧИТЬ МАКРОС и в появившемся диалоговом окне выбрать из списка макросов соответствующий: СЕВЕР (рис. 43) и нажать кнопку ОК . Аналогично прикрепить все макросы к кнопкам меню.


5. На листах СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК и ОТЧЁТ создать кнопки или объекты (например объекты Word Art) для возврата на лист МЕНЮ . Затем написать макрос с именем ВОЗВРАТ , осуществляющий переход на лист меню. Прикрепить этот макрос к кнопкам (или другим объектам, выполняющим их функции), как показано на рис. 44. Выполнить аналогичные действия для всех листов рабочей книги КОНСОЛИДАЦИЯ , кроме МЕНЮ .

7. На листе Меню установить параметры отображения (Кнопка OFFICE, Параметры EXCEL ): не выводить Сетку, Заголовки строк и столбцов, линейки прокрутки. Результат представлен на рис. 45. После привязки всех макросов к кнопкам меню возможно его использование для перехода на листы рабочей книги Консолидация и для возврата обратно на лист Меню. При наведении указателя мышки на кнопку, он принимает вид руки.

Задание 6: Базы данных

1. Переименовать лист 1 рабочей книги EXCEL назвав его Список и выполнить таблицу представленную на рис. 46.

2. Переименовать лист 2 рабочей книги EXCEL, назвав его Сортировка. Скопировать всю информацию с листа Список на лист Сортировка . Выполнить сортировку данных таблицы Автосалон . Для этого выделить диапазон ячеек A2:F9, и на панели ДАННЫЕ выбрать вкладку СОРТИРОВКА и заполнить диалоговое окно Сортировка как показано на рис. 47.

Результат выполнения трехуровневой сортировки представлен на рис. 48. Сортировка выполняется по полю Продавец , затем по продавцам с одной фамилией по полю Дата и затем по строкам таблицы с одинаковыми датами по полю Марка .

5. Переименовать лист рабочей книги EXCEL, назвав его Итоги. Скопировать всю информацию с листа Сортировка на лист Итоги . Удалить строку Итого таблицы Автосалон , установить курсор в таблице Автосалон и на вкладке ДАННЫЕ/СТРУКТУРА и выбрать пункт ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ (Рисунок 49). Появится таблица ИТОГИ . В диалоговом окне Промежуточные итоги заполнить поля как показано на рис. 50.

Результат выполнения этой операции представлен на рис. 51.

Нажатием на кнопки свернуть структуру, представленную на рис. 51 и получить результат, представленный на рис. 52.

Удерживая нажатой клавишу CTRL, щелкать левой кнопкой мыши на заголовках колонок B, C, D и E для их выделения. В контекстном меню выделенных столбцов выбрать пункт Скрыть – рис. 53.

Результат представлен на рис. 54.

По этой таблице построить круговую диаграмму. Для этого выделить ячейки A6:F12, выбрать вкладку ВСТАВКА и выбрать КРУГОВУЮ ДИАГРАММУ . Результат показан на рис. 55

6. Переименовать лист рабочей книги EXCEL на Сводная таблица1 . Скопировать на него всю информацию с листа Список . Установить курсор в таблицу Автосалон и выбрать на вкладке ВСТАВКА кнопку СВОДНАЯ ТАБЛИЦА (рис. 56).

7. В диалоговом окне Мастера согласиться с заданным по умолчанию диапазоном $A$2:$F$10 или, если задан другой диапазон, исправить его на нужный. Результат задания диапазона исходных данных представлен на рис. 56. В окне установить флаг Существующий лист . Нажать кнопку ОК. Поле ПРОДАВЕЦ перетащить мышкой в поле Фильтр отчёта .Поле Марка перетащить мышкой в поле НАЗВАНИЕ СТРОК , поле Дата перетащить в поле НАЗВАНИЕ СТОЛБЦОВ , а поле Стоимость с НДСв у.е . перетащить в поле ∑ значения . После переноса поля Стоимость с НДСв у.е . в поле ∑ значения оно принимает название Сумма по полю стоимость , так оно становится вычисляемым полем (рис. 57).

После заполнения закрыть Список полей сводной таблицы . Результат представлен на рис.58.

На рис. 60 представлена сводная таблица подготовленная для группировки строк.

В ней выделены все строки, которые мы будем объединять в группу 1. После выполнения команды группировать таблица будет представлена как показано на рис.61. Здесь Группа 1 была переименована в Филиал 1. Затем были выделены все строки, относящиеся к группе 2, выполнена операция группировки для этих строк и аналогично переименована группа 2.

По этим группам также могут быть определены итоги. Для подведения итогов нужно выделить группу и выбрать в контекстном меню пункт Параметры поля (рис. 62).

Результат представлен на рис.63.

Задание 7 : Вычисление таблицы подстановок.

1. Ввести данные, представленные на рис 64. Для ввода функции ПЛТ , возвращающей сумму периодического платежа, нажать кнопку fx в строке ввода данных и выбрать категорию ФИНАНСОВЫЕ . Ввести аргументы функции. Результат представлен на рис 65.

2. В ячейки D11:D17 ввести тестируемые значения годовой процентной ставки, представленные на рис. 58. В ячейке E10 укажите адрес формулы, для которой требуется получить список результатов =E8. Результат: для формулы из ячейки E8 будет вычислен для каждого значения процентной ставки в таблице.

3. Выделите ячейки D10:E17. Выбрать панель ДАННЫЕ вкладку РАБОТА С ДАННЫМИ/АНАЛИЗ «ЧТО-ЕСЛИ»/ТАБЛИЦА ДАННЫХ так, как это показано на рис. 66: в поле ПОДСТАВЛЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ ПО СТРОКАМ укажите адрес ячейки $Е$4, и нажмите ОК. Е4 – это ячейка, в которую мы последовательно вводили бы значения процентной ставки, если бы проводили исследования выплаты вручную. EXCEL автоматически подставит вычисленные значения выплат. Сверить результат с рис. 67.

4. Выполнить таблицу подстановок с двумя изменяющимися переменными и одной формулой. Результат представлен на рис. 68.

Задание 8: Финансовые функции EXCEL.

1. Набрать таблицу, представленную на рис. 69, содержащую сведения об износе имущества предприятия.

2. В графах СУММА АМОРТИЗАЦИИ будут вводиться формулы для вычисления амортизационных отчислений. В EXCEL возможны три варианта расчёта амортизационных отчислений, поэтому на рис. 69 представлены три столбца для формул различного вида. Для ввода формул в столбец Е требуется установить курсор в ячейку Е4 и вызвать МАСТЕР ФУНКЦИЙ , нажав кнопку в строке ввода формул. Далее нужно из категории ФИНАНСОВЫЕ выбрать функцию АСЧ и задать её параметры в виде, представленном на рис. 70. Затем нажать ОК и скопировать формулу из ячейки Е4 на диапазон ячеек Е5:Е11 с использованием автозаполнения. Результат представлен на рис. 71.

3. В ячейку F4 ввести формулу с использованием ещё одной функции для вычисления амортизационных отчислений – ФУО . Функция находится в категории ФИНАНСОВЫЕ ФУО представлен на рис. 72. После ввода формулы её нужно скопировать на диапазон ячеек F5:F11 автозаполнением. Результат представлен на рис. 73.

4. В ячейку G4 ввести формулу с использованием финансовой функции для определения амортизационных отчислений – ДДОБ . Пример заполнения окна параметров функции ДДОБ представлен на рис. 74. Затем нужно скопировать формулу на диапазон ячеек G5:G11 автозаполнением ячеек. Результат представлен на рис. 75.

5. По трём видам начисления амортизации имущества построить линейную диаграмму с помощью МАСТЕРА ДИАГРАММ . Для этого нужно на панели ВСТАВКА выбрать вкладку ДИАГРАММЫ . Результат представлен на рисунке 76.

Название диаграммы и подписи осей задать на вкладке МАКЕТ при выделенной диаграмме.

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Заполните диапазон А1:F10 данными по образцу приведенному на рис. Рис.а Рис. После преобразования в таблицу диапазон представлен на рис.

Лабораторные работы в MS Excel 2007

(часть 2 основная самостоятельная)

Задание № 1. Таблицы MS Excel 2007. 2

Задание № 2. Условное форматирование. 3

Задание № 3. Организация таблиц. 5

Задание № 4. Функции. 7

Задание № 5. Диаграммы. 11

Задание № 1. Таблицы MS Excel 2007.

Цель : Знакомство с возможностями таблиц - списков MS Excel

Темы: Создание «таблиц», работа с «таблицами», сортировка и фильтрация с использованием раскрывающихся списков в заголовках столбцов .

1 . Заполните диапазон А1: F 10 данными по образцу, приведенному на рис.2.2.а, или воспользуйтесь результатами предыдущего занятия и сохраните созданный файл.

1.1. Озаглавьте столбцы.

1.2. Заполните диапазон A 2: D 10.

1.3. Формулы в диапазон E 2: F 10 вводить не надо.

1.4. Одну из строк диапазона сделайте дублирующей любую другую строку диапазона.

Рис.2.2.а

Рис.2.2.б

2 . Преобразуйте диапазон в таблицу.

2.1. Установите курсор внутрь диапазона.

2.2. Выполните команду Вставка – Таблицы – Таблица и в диалоговом окне Создание таблицы проверьте расположение данных таблицы и нажмите ОК.

После преобразования в таблицу диапазон представлен на рис.2.2.б.

3 . Познакомьтесь с контекстной вкладкой Работа с таблицами – Конструктор , которая доступна при переходе к любой ячейке таблицы.

3.1. Убедитесь в возможности прокрутки строк таблицы при сохранении на экране заголовков столбцов таблицы.

3.2. Воспользуйтесь командой Сервис – Удалить дубликаты и проследите за результатом.

3.3 Воспользуйтесь командой Параметры стилей таблиц и предложенными командами-флажками для применения особого форматирования для отдельных элементов таблицы.

3.4. Воспользуйтесь командой Стили таблиц – Экспресс-стили и примените один из них.

3.5. Удалите из таблицы одну из строк.

3.6. Добавьте в таблицу две новые строки и увеличьте ее размер, пользуясь треугольником в правом нижнем углу правой нижней ячейки таблицы.

4 . Познакомьтесь с особенностями ввода формул в таблицу.

4.1. Добавьте в таблицу еще один столбец справа от столбца Стоимость и озаглавьте его Стоимость 1 .

4.2. В произвольную ячейку столбца Стоимость введите вручную формулу, обеспечивающую умножение количества продукции на ее цену, например, в ячейку Е6 может быть введена формула = C 6* D 6. Обратите внимание на то, что формула распространилась на все остальные ячейки столбца таблицы.

4.3. В произвольную ячейку столбца Стоимость 1 введите аналогичную формулу, пользуясь мышью или клавишами перемещения курсора для указания ячеек, входящих в формулу. При этом наблюдайте за строкой состояния и строкой формул, в которых отображается процесс ввода формулы.

Убедитесь в том, что в результате во всех ячейках столбца Стоимость 1 будет записана одинаковая формула =[Количество]*[Цена].

Обратите внимание на Автозаполнение формул – средство, позволяющее выбрать функцию, имя диапазона, константы, заголовки столбцов.

4.4. Дайте имя ячейке А15, в которой находится коэффициент, влияющий на комиссионный сбор, например, komiss . Для этого выберите команду Формулы – Определенные имена – Присвоить имя, предварительно активизируйте ячейку А15 . Заполните формулами столбец Комисс. сбор, используя Автозаполнение формул.

Познакомьтесь с управлением именами с помощью Диспетчера имен . Активизируйте его командой Формулы – Определенные имена – Диспетчер имен.

5. Добавьте в таблицу строку итогов, которая содержит обобщающую информацию по данным столбцов Стоимость , Стоимость1 и Комисс. Сбор в виде суммирования содержания этих столбцов. Для этого воспользуйтесь командой Конструктор – Параметры стилей таблиц – Строка итогов . Для столбца Стоимость 1 вычислите итоговое среднее значение.

6. Познакомьтесь с возможностями сортировки и фильтрации, пользуясь раскрывающимися списками в заголовках столбцов.

6.1. Отсортируйте таблицу по наименованию продукции (в алфавитном порядке).

6.2. Отсортируйте таблицу в порядке убывания цены на продукцию.

6.3. С помощью фильтрации найдите данные таблицы для бетона и дверей.

6.4. Рассмотрите возможности Текстовых , Числовых фильтров и Фильтров по дате (добавьте в конец таблицы столбец с датами поступления товаров на склад).

Задание № 2. Условное форматирование.

Цель : Знакомство с возможностями условного форматирования таблиц.

Темы: Создание и использование правил условного форматирования.

1. Создайте таблицу, приведенную на рис.4.5.

1.1. Примените к диапазону В3:В14 условное форматирование с помощью набора значков «три сигнала светофора без обрамления», а к диапазону С3:С14 - «пять четвертей».

1.1.1. Активизируйте команду Главная – Стили – Условное форматирование – Наборы значков .

1.1.2. Выберите команду Управление правилами и перейдите в диалоговое окно Диспетчер правил условного форматирования . Ознакомьтесь с возможностями данного окна.

1.2. Создайте правило условного форматирования на основе формулы . Отформатируйте только те значения диапазона В3:В14, которые больше 40%, выделив их красной заливкой. Для этого активизируйте команду Главная – Стили – Условное форматирование – Создать правило . В диалоговом окне Создание правила форматирования выберите Использовать формулу и введите формулу =В3>$А$16. Перейдя в диалоговое окно Формат ячеек , установите нужный формат. Повторите указанные действия для диапазона С3:С14 и порога, записанного в ячейке А17.

Рис.4.5

2. Создайте таблицу, приведенную на рис.4.6.

2.1. С помощью условного форматирования определите повторяющиеся значения в диапазоне с фамилиями.

2.2. Для диапазона В2:В14 выделите значения, превышающие два заказа и значения, равные одному заказу.

2.3. Для диапазона С2:С14 выделите суммы заказов, выше среднего значения и ниже среднего , а также выделите четыре наибольших сумм заказов.

2.4. Вставьте новый столбец справа от столбца С и скопируйте в него столбец сумм заказов, выровняйте значения по правому краю и увеличьте ширину столбца. Примените условное форматирование Гистограммы .

2.5. К диапазону Курьер примените условное форматирование Текст содержит и выделите значение Гермес.

Рис.4.6

3. Предъявите результаты преподавателю.


Задание № 3. Организация таблиц.

Цель : Знакомство с организацией вычислений в таблицах.

Темы: Работа с группами листов. Использование «формулы массива». «Автовычисление», «Автоформатирование». Влияющие и зависимые ячейки.

1 . Пользуясь методом группового заполнения листов, создайте на трех листах нового документа таблицу, приведенную на рис.5.1, введя данные в диапазон В4: F 8. Дайте листам имена "Таб1", "Таб2", "Таб3".

2 . Научитесь использовать различные приемы заполнения ячеек формулами.

2.1. В диапазоне G 4: G 8 запишите формулы для вычисления суммарной нагрузки по группам , пользуясь формулой массива .

2.2. В диапазоне В10: F 10 запишите формулы для вычисления суммарной нагрузки по видам нагрузки, пользуясь буфером обмена (ввести формулу, вычисляющую суммарную нагрузку по лекциям в ячейку B 10, затем воспользоваться командами Главная – Буфер обмена – Копировать и Главная – Буфер обмена – Вставить , предварительно выделив диапазон вставки).

Рис.5.1

2.3. Запишите формулу для суммирования нагрузки по строкам в ячейку G 9.

2.4. Запишите формулу для суммирования нагрузки по столбцам в ячейку G 10.

2.5. Запишите формулу для вычисления процентного содержания нагрузки для группы ЕС61-63 в общей сумме часов (ячейка H 4).

2.6. Скопируйте данную формулу в диапазон H 5: H 8, пользуясь автозаполнением .

2.8. Запишите формулу для вычисления процентного содержания лекционной нагрузки в общей сумме часов (ячейка В11).

2.9. Заполните аналогичными формулами диапазон C 11: F 11, пользуясь командой Главная – Редактирование – Заполнить вправо .

3 . Пользуясь автовычислением , определите среднее, минимальное и максимальное значения нагрузки для групп ЕС61-63 и СУ61 и зафиксируйте результаты.

4 . Активизируйте режим ручного пересчета формул (Office – Параметры Excel ).

4.1. Несколько раз измените значения в таблице и выполните ручной пересчет.

5 . Отформатируйте таблицу на листе "Таб2" по образцу, представленному на рис.5.2, обратив внимание на центровку строки заголовка и формат процентного представления чисел в ячейках (H 4: H 8 и В11: F 11).

5.1. Заголовки столбцов оформите с использованием непосредственного форматирования.

5.2. Для форматирования ячеек А10:А11 используйте копирование формата, созданного в п.5.1.

5.3. Отформатируйте таблицу на листе "Таб3", пользуясь функцией автоформатирования .

Рис.5.2

6 . Пользуясь командой Формулы – Зависимости формул , выявите влияющие и зависимые ячейки для ячейки G 9 .

7 . Пользуясь "объемной" формулой =СУММ(Таб1:Таб3! G 9), вычислите сумму значений в клетках G 9 трех листов и зафиксируйте полученный результат в клетке G 15 листа "Таб1".

8 . Пользуясь командой Главная – Буфер обмена – Вставить – Специальная вставка , уменьшите значения в диапазоне B 10: F 10 в четыре раза.

9 . Реализуйте подсчет суммы значений с последовательным накоплением сумм в столбце Накопленные суммы таблицы, приведенной на рис.5.3. Сумма с накоплением для ячейки С2 – это продажи за январь, для С3 – продажи за январь и февраль, для С4 – продажи за январь, февраль и март и т.д. Для осуществления этого алгоритма примените необходимую адресацию в формуле =сумм(В2:В2) , помещенной в ячейку С2 указанного столбца и скопируйте ее в остальные ячейки С3:С14.

Рис.5.3


Задание № 4. Функции.

Цель : Знакомство с использованием функций табличного процессора MS Excel.

Темы: Математические, статистические и логические функции. Функции даты и времени. Функции ссылки и массива. Текстовые функции. Функции для финансовых расчетов.

1 . Научитесь пользоваться математическими и статистическими функциями.

1.1.Создайте таблицу, приведенную на рис.6.1.

Рис.6.1

1.2. Введите в столбец B функции, указанные в столбце А (столбец А заполнять не надо) и сравните полученные результаты с данными, приведенными в столбце В на рис.6.1.

1.3. Проанализируйте результаты и сохраните созданную таблицу в книге.

2 . Научитесь пользоваться логическими функциями.

2.1. Активизируйте второй лист созданной книги.

2.2. Введите таблицу, приведенную на рис.6.2.

2.3. В клетку С2 введите формулу, по которой будет вычислена скидк а и скопируйте ее в диапазон С3:С6:

  1. если стоимость товара <2000 единиц, то скидка составляет 5% от стоимости товара,
  2. в противном случае - 10%.

2.4. В клетку D2 введите формулу, определяющую налог и скопируйте ее в диапазон D3:D6:

  1. если разность между стоимостью и скидкой >5000, то налог составит 5% от этой разности,
  2. в противном случае - 2%.

Рис.6.2

2.5. Повторите п.2.3 для следующих условий:

  1. если стоимость товара <2000, то скидка составляет 5% от стоимости товара,
  2. если стоимость товара >5000, то скидка составляет 15% от стоимости товара,
  3. в противном случае - 10%.

2.6. В клетку А10 может быть занесена одна из текстовых констант: "желтый", "зеленый", "красный". В клетку А11 введите формулу, которая в зависимости от содержимого клетки А10, будет возвращать значения: "ждите","идите" или "стойте", соответственно.

2.7. Занесите в клетки Е8:E10 три имени: (Лена, Зина, Вера), а в клетки F8:F10 занесите даты их рождений. В клетку E4 введите одно из упомянутых имен.

Пользуясь конструкцией "вложенного" оператора ЕСЛИ, выполните следующие действия:

Проанализировав имя в клетке Е4, запишите в клетку С12 функцию ЕСЛИ, обеспечивающую:

  1. вывод даты рождения, взятой из соответствующей клетки,
  2. если же введено неподходящее имя, вывод сообщения: "нет такого имени".

3 . Научитесь пользоваться функциями даты и времени , ссылки и массива .

3.1. Активизируйте третий лист книги Имя_6_1.

3.2. Введите в клетку С2 функцию, отображающую сегодняшнюю дату.

3.3. Введите в клетку С3 функцию ДАТА, отображающую произвольно выбранную дату.

3.4. В клетку С5 запишите функцию ВЫБОР, позволяющую вывести название дня недели для даты, введенной в клетку С2 (понедельник, вторник, среда...).

3.5. В клетку С6 запишите аналогичную функцию для даты, введенной в клетку С3.

3.6. Вычислите возраст человека, поместив дату его рождения в клетку С10. Для этого используйте формулу:

РАЗНДАТ(С10;СЕГОДНЯ();"y")

3.7. Представьте текущее время , используя функции ТДАТА() и СЕГОДНЯ().

3.8. Поместите в соседние ячейки текущую дату и время и дату и время, отстоящую от текущей на трое суток. Найдите количество часов и минут между этими датами, пользуясь форматом [ч]:мм:сс и Общим форматом, а также форматом 13:30 . Зафиксируйте результаты и объясните различие.

3.9. Определите номер текущей недели и выведите сообщение:

"Сейчас идет № недели неделя".

3.10. На четвертом листе книги создайте таблицу, приведенную на рис.6.3.

3.10.1. Дайте имена диапазонам клеток, определяющим полученную стипендию за каждый семестр.

3.10.2. В клетку В8 запишите функцию, дающую ответ на вопрос: "Какую стипендию в n -м семестре получил m -й студент?" Значения n -го семестра и фамилия m -го студента должны быть введены в клетки А8 и А9. Для решения поставленной задачи используйте функции ПРОСМОТР и ВЫБОР.

Рис.6.3

4 . Научитесь пользоваться статистическими функциями
РАНГ и ПРЕДСКАЗАНИЕ.

4.1. На пятом листе книги создайте таблицу, приведенную на рис.6.4.

4.2. Используя функцию РАНГ, определите ранги цехов в зависимости от объема продаж по каждому году и поместите результаты в соответствующие клетки таблицы. В ячейки J3:J7 запишите формулы для вычисления средних значений рангов цехов.

4.3. Пользуясь информацией об объемах продаж, спрогнозируйте объемы продаж для каждого цеха в 1999 году, пользуясь функцией ПРЕДСКАЗАНИЕ.

Рис.6.4

5. Научитесь использовать текстовые функции.

5.1. Используйте формулу

="Сегодня "&ТЕКСТ(СЕГОДНЯ();"ДДДД ДД ММММ ГГГГ \г\.")

Проанализируйте полученный результат и измените аргумент функции ТЕКСТ, применяющий формат.

5.2. Для данных таблицы, приведенной на рис.6.5, используйте функцию ТЕКСТ для получения информации, идентичной записи в ячейке В6. В ячейке В5 текст «Доход равен» и число из ячейки В3 объедините с помощью конкатенации: «Доход равен » & В3. (Обратите внимание, что число при этом не форматируется ).

Рис.6.5

6. Научитесь пользоваться функциями для финансовых расчетов.

6 . 1. Вычислите объем ежемесячных выплат по ссуде, взятой на на срок 4 года, размер ссуды 70 000 руб., процентная ставка составляет 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ПЛТ.

6 . 2. Вычислите общее количество выплат по ссуде размером 70 000 руб. Ссуда взята под 6% годовых. Объем ежемесячных выплат по ссуде 1 643,95 руб. Для вычислений используйте функцию КПЕР.

6.3. Вычислите объем ссуды, которую можно получить на 4 года под 6% годовых, если объем выплат не превышает 1 643,95 руб. Для вычислений используйте функцию ПС.

6.4. Вычислите основную часть выплат по ссуде за определенный период (первый, десятый, двадцатый и сорок восьмой месяцы). Ссуда 70 000 руб., взята на 4 года под 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ОСПЛТ.

6.5. Вычислите часть выплат по ссуде, которая идет на выплату процентов за определенный период (первый, десятый, двадцатый и сорок восьмой месяцы). Ссуда 70 000 руб., взята на 4 года под 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ПРПЛТ. Просуммируйте результаты вычислений функций ОСПЛТ и ПРПЛТ за соответствующие периоды и сделайте выводы.

7 . Предъявите результаты работы преподавателю.


Задание № 5. Диаграммы.

Цель : Знакомство с графическим представлением табличных данных в MS Excel.

Темы: Работа с диаграммами. Использование основных типов диаграмм. Создание и редактирование диаграмм.

1 . Введите таблицу, представленную на рис.7.1, на первый и второй листы книги.

Рис.7.1

2 . Научитесь создавать диаграммы на листе Диаграмма и на рабочем листе.

2.1 Выделите рабочий диапазон таблицы А4: G 6, и нажмите клавишу F 11 для быстрого построения гистограммы на отдельном листе.

2.2. Познакомьтесь с командами вкладки Работа с диаграммами – Конструктор - Тип и поменяйте гистограмму на нормированную гистограмму и проанализируйте полученный результат, верните прежний тип гистограммы.

2.3. Используя команду Работа с диаграммами – Конструктор – Данные – Строка/столбец , измените ориентацию рядов диаграммы, затем верните диаграмму к прежнему виду.

2.4. Познакомьтесь с экспресс - макетами диаграммы и примените один из них, для возврата используйте команду экспресс – макет 11.

2.5. Снабдите диаграмму элементами диаграммы, перечень которых можно найти на вкладке Работа с диаграммами – Макет . На диаграмме должны быть подписи данных, легенда, название диаграммы, а также названия осей и таблица значений .

2.6. Выберите маркер диаграммы из ряда Факт с наибольшим значением, увеличьте размер шрифта подписи данных этого маркера и измените его заливку. Используйте команду Формат выделенного фрагмента на вкладке Работа с диаграммами - Макет или Работа с диаграммами - Формат .

2.7. Постройте на рабочем поле первого листа аналогичную гистограмму. Обратите внимание на команду Работа с диаграммами – Конструктор – Расположение , которая позволит расположить диаграмму на отдельном листе или непосредственно в текущем.

2.8. Добавьте новую строку в исходную таблицу, в которой будет рассчитано среднее значение между плановыми и фактическими показателями, и отредактируйте гистограмму, указав новый диапазон данных (Работа с диаграммами – Конструктор – Данные – Выбрать данные) . Замените тип диаграммы для ряда среднего значения на график и используйте для него вспомогательную ось. Снабдите гистограмму всеми элементами диаграммы (п.2.5) и оформите ее по своему усмотрению. Сохраните книгу.

3 . Познакомьтесь с диаграммами разных типов, предоставляемых Excel и расположите их на отдельных листах. Каждый лист должен иметь имя, соответствующее типу диаграммы, расположенной на нем.

3.1.Постройте диаграмму с областями (Area ).

3.2.Постройте линейчатую диаграмму (Bar).

3.3.Постройте диаграмму типа график (Line).

3.4.Постройте круговую диаграмму для фактических показателей (Pie).

3.5.Постройте кольцевую диаграмму (Doughnut ).

3.6.Постройте лепестковую диаграмму - "Радар" (Radar).

3.7.Постройте точечную диаграмму (XY).

3.8.Постройте объемную круговую диаграмму плановых показателей (3-D_Pie).

3.9.Постройте объемную гистограмму (3-D_Column).

3.10.Постройте объемную диаграмму с областями (3-D_Area).

4 . Научитесь редактировать диаграммы 2 .

4.1. В диаграмме "График" замените тип диаграммы для данных, обозначающих "План", на круговую и назовите лист "Line_Pie".

4.2. Отредактируйте круговую диаграмму, созданную на листе "Pie", так, как показано на рис.7.2.

4.3. Отредактируйте линейные графики так, как показано на рис.7.3.

Рис.7.2 Рис.7.3

4.4. Научитесь редактировать объемные диаграммы.

4.4.1. Установите "поворот" диаграммы вокруг оси Z для просмотра:

фронтально расположенных рядов (угол 0 о );

под углом в 30 о ;

под углом в 180 о ;

4.4.2. Измените перспективу, сужая и расширяя поле зрения.

4.4.3. Измените порядок рядов, представленных в диаграмме.

5 . Предъявите результаты преподавателю.

2 Оформление надписи "показатели производства" на рис.7.2 производится факультативно.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85288. Лицарський турнір 763.5 KB
6 грудня у календарі позначено як День Збройних сил України. І вже стало традицією вітати у цей день усіх чоловіків, хлопчиків. Напевне, цим жінки хочуть зайвий раз підкреслити у чоловіків риси, як мужність, сміливість. Щиросердя, шляхетність.
85289. Турнір Веселих інформатиків 220 KB
Мета: розвиток стійкого інтересу до інформатики; формування творчої особистості; формування комунікаційної компетенції; виховання поваги до суперника, стійкості, волі до перемоги, спритності; повторення й закріплення основного матеріалу в нестандартній формі...
85290. Різноманітність тварин у природі 62.5 KB
Формувати елементарні поняття риби земноводні плазуни; уявлення про істотні ознаки різних груп тварин. Виховувати пізнавальний інтерес до вивчення тварин прагнення до самоствердження у поєднанні з толерантним ставленням до інших потребу у збереженні природи.
85291. У царстві рослин. Дерева, кущі, трави. Зовнішня будова рослин 69.5 KB
Ознайомити з функціональним призначенням органів рослин, показати пристосування рослин для поширення плодів і насіння; розвивати спостережливість, увагу; виховувати бережливе ставлення до природи, любов до рідного краю, почуття прекрасного в природі.
85292. У царстві рослин. Я і Україна 135 KB
Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням потреб...
85294. Свято в королівстві Ввічливості (лицарський турнір) 82 KB
Запрошуємо Вас на наше свято. Відбудеться воно в незвичайній країні..., країні – добрих і ввічливих людей. Є в тій країні Королівство гарних манер або королівство Ввічливості. Правлять королівством їхні величності Король та Королева. А зрештою – побачите самі!
85295. Руководство по защите от пыли при добыче и переработке полезных ископаемых 12.46 MB
Руководство было написано группой специалистов по технике безопасности, охране труда, профессиональным заболеваниям, и инженерами (перечислены ниже) для того, чтобы собрать и представить проверенные технологии и методы снижения воздействия пыли на людей, используемые на всех стадиях добычи и переработки минеральных полезных ископаемых.
85296. Фольклорная арт-терапия 39.8 KB
Несомненную привлекательность арттерапии в глазах современного человека пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации составляет то что она использует язык визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека для выражения которых слова малопригодны. С развитием арттерапии связываются надежды на создание такой гуманной синтетической методологии которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства интеллект...

Лабораторная работа № 3 (квартплата)

Тема: Работа с автозаполнением и составление формул, абсолютные и относительные ссылки на ячейки.

Создайте электронную таблицу учета платы за квартиру согласно образцу.

Квартплата

Тариф за I кв. м:

5 р.

Срок оплаты:

Пени за I день:

1,5 р.

■■"■-■:":";"■"■ "■" ."

. № квартиры.

Фамилия квартиросъемщика

Площадь кв. м

Сумма

Дата оплаты

Просрочка

Штраф

Итого

  1. Все заголовки столбцов должны быть выровнены по центру как по горизонтали, так и по вертикали, при определении формата ячейки примените опцию переноса слов.
  2. Столбец «№ квартиры»: 10, 11, 12, ... 50. Центральное выравнивание.
  3. Столбец «Фамилия квартиросъемщика»: Иванов, Петров, Сидоров, Краснов, Белов, все остальные Куропаткин 1, Куропаткин 2,
  4. Столбец «Площадь»: 70; 69,5; 69 и т. д. (каждая следующая на 0,5 кв. м меньше предыдущей), выравнивание центральное.
  5. Столбец «Сумма»: для каждой квартиры умножается значение из графы «Площадь» на значение из графы «Тариф» (которое может быть изменено учителем во время работы); формат рублевый без копеек.
  6. Столбец «Дата оплаты»: с 10 февраля, каждая следующая квартира произвела оплату на день позже предыдущей. Формат Дата, полная форма.
  7. Столбец «Просрочка»: если оплата была произведена до срока оплаты включительно, то автоматически ставится 0 (ноль); если позже срока, то должно подсчитываться количество дней просрочки («Дата оплаты» - «Срок оплаты»). Срок оплаты может меняться учителем во время работы с вашей таблицей. Данные выровняйте по центру.
  8. Столбец «Штраф»: для каждой квартиры умножается значение из графы «Пени за 1 день» на значение из графы «Просрочка». Формат денежный без копеек.
  9. Столбец «Итого»: суммируются значения из граф «Сумма» и «Штраф», формат денежный без копеек.

10. В конце ведомости должна автоматически подсчитываться следующая статистика по всем квартирам: общая сумма графы «Итого» (формат рублевый без копеек), Средняя площадь, Максимальная просрочка.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра информационных технологий и статистики

Ливанов Р.В.

Практикум по работе в электронной таблице Microsoft Office Excel 2007

для студентов экономического факультета

КИРОВ Вятская ГСХА

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

Практическая часть

Лабораторная работа №1.

Общее знакомство с Microsoft Excel

Запустите программу Microsoft Excel: «Пуск» «Все программы» «Microsoft Office» «Microsoft Office Excel 2007» или при помощи соответствующего ярлыка на рабочем столе. В результате откроется новая рабочая книга, содержащая несколько рабочих листов.

В открывшемся окне найдите следующие элементы:

Кнопки управления

Лента инструментов

Полосы прокрутки

Строка заголовка

Адрес активной ячейки

Рабочая область листа

Панель быстрого

Активная ячейка

13. Зона заголовков

столбцов

Кнопка Office

Зона заголовков строк

Строка формул

Вкладки на ленте

10. Ярлыки рабочих

Кнопка вставки

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

Задание 1. Основы работы с электронными таблицами.

1. Переименуйте название рабочего листа.

Щелкните ПКМ по ярлыку «Лист1» в нижней части рабочего листа и в контекстном меню выберите команду «Переименовать» .

Удалите старое название рабочего листа, введите с клавиатуры новое название «Принтеры» и нажмите клавишу Enter .

2. Подготовьте ячейки таблицы к вводу исходных данных.

Выделите диапазон ячеек A1:D1 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

«переносить по словам» и выберите тип горизонтального и вертикального выравнивания – по центру .

На вкладке «Шрифт» диалогового окна выберите тип начертания шрифта –

полужирный курсив и нажмите кнопку «ОК» .

3. Заполните таблицу данными по предложенному ниже образцу.

Наименования

Количество,

Принтер лазерный, ч/б

Принтер лазерный, цв.

Принтер струйный, ч/б

Принтер струйный, цв.

Принтер матричный, ч/б

4. Рассчитайте объем продаж как произведение количества и цены.

Выделите ячейку D2 и введите с клавиатуры знак = .

Щелкните ЛКМ по ячейке В2 , с клавиатуры введите знак * и щелкните ЛКМ по ячейке С2 . Если все сделано правильно, то в строке формул появится формула следующего вида: =В2*С2 .

Нажмите клавишу Enter – в ячейке появится результат расчета по формуле:

450000.

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

5. Откопируйте формулу в остальные ячейки столбца.

Выделите ячейку D2 , в которой находится результат вычислений.

Установите курсор мыши на маркер заполнения (маленький квадратик в правом нижнем углу выделенной ячейки).

Нажмите ЛКМ и, удерживая ее, протяните курсор до 6-й строки включительно. Если все сделано правильно, то все ячейки столбца «Объем продаж» будут заполнены рассчитанными значениями.

6. Установите для чисел в столбцах «Цена» и «Объем продаж» денежный формат.

Выделите диапазон ячеек С2:D6 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

денежный , число десятичных знаков – 0 , обозначение – р. и нажмите кнопку «ОК» .

7. Вставьте в таблицу новый столбец.

Выделите щелчком ЛКМ любую ячейку первого столбца (например А2

или А3 ).

«Вставить столбцы на лист» – в результате слева от таблицы появится новый столбец.

В ячейку А1 введите заголовок нового столбца № п/п и установите для данной ячейки горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру ,

тип начертания шрифта – полужирный курсив .

8. Заполните столбец «№ п/п» с использованием автозаполнения.

В ячейку А2 введите цифру 1 , в ячейку А3 – цифру 2 .

Выделите диапазон ячеек А2:А3 .

Наведите курсор мыши на маркер заполнения в правом нижнем углу выделенных ячеек, нажмите ЛКМ и, удерживая ее, протяните курсор до 6-й

строки включительно. В результате в столбце появятся числа от 1 до 5 .

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

9. Вставьте в таблицу новую строку для оформления заголовка таблицы.

Выделите щелчком ЛКМ любую ячейку первой строки (например В1

или С1 ).

На вкладке «Главная» нажмите кнопку «Вставить» и в раскрывающемся списке выберите команду «Вставить строки на лист» – в результате сверху от таблицы появится новая строка.

Выделите диапазон ячеек A1:Е1 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

В появившемся диалоговом окне на вкладке «Выравнивание» установите флажок «объединение ячеек» , выберите тип горизонтального выравнивания

– по центру .

На вкладке «Шрифт» выберите тип начертания шрифта – полужирный ,

цвет шрифта – красный и нажмите «ОК» .

В объединенную ячейку введите заголовок таблицы: Объем продаж принтеров .

10. Установите обрамление ячеек таблицы.

Выделите все ячейки таблицы за исключением ее заголовка (диапазон

А2:Е7 ) и задайте команду контекстного меню «Формат ячеек» .

В появившемся диалоговом окне на вкладке «Граница» выберите тип

11. Установите заливку ячеек таблицы.

Выделите шапку таблицы (диапазон А2:Е2 ) и задайте команду контекстного меню «Формат ячеек» .

В появившемся диалоговом окне на вкладке «Заливка» выберите какой-либо цвет заливки ячеек и нажмите «ОК» .

Аналогично выполните заливку оставшейся части таблицы с использованием различных цветов.

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

12. Постройте диаграмму по столбцам «Наименования товаров» и

«Количество».

Выделите диапазон ячеек В2:С7 , задайте команду «Вставка» «Гистограмма» и в раскрывающемся списке выберите вид гистограммы –

гистограмма с группировкой (первый шаблон в первой строке) – в

результате диаграмма построится.

На вкладке «Конструктор» нажмите кнопку «Строка/столбец»

в результате на гистограмме изменится вид отображения рядов данных.

На вкладке «Макет» нажмите кнопку «Название диаграммы» , в

раскрывающемся списке выберите размещение названия «Над диаграммой»

и введите название диаграммы Принтеры .

Используя кнопку «Подписи данных» на вкладке «Макет» , установите

в диаграмме числовые подписи рядов данных с размещением «В центре» .

На вкладке «Конструктор» нажмите кнопку «Переместить диаграмму»,

в появившемся диалоговом окне выберите размещение диаграммы на отдельном листе и нажмите кнопку «ОК» – в результате в рабочей книге появится новый рабочий лист с названием «Диаграмма1» , на котором будет размещена диаграмма.

13. Рассчитайте строку «Итого» по столбцу «Объем продаж» .

Перейдите на рабочий лист «Принтеры» , содержащий таблицу с данными.

В ячейку В8 введите Итого , а в ячейках С8 и D8 поставьте прочерки.

Установите курсор в ячейку Е8 и щелкните по кнопке автосумма на вкладке «Главная» – в результате в ячейке появится формула

СУММ(Е3:Е7).

Нажмите клавишу Enter – в результате содержимое ячеек, охваченных пунктирной рамкой, будет просуммировано.

Установите для строки «Итого» обрамление и свой цвет заливки.

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

14. Измените данные в таблице по столбцу «Количество» .

Выделите ячейку С3 и введите в нее значение 30 – после нажатия клавиши

Enter произойдет автоматический пересчет значений в столбце «Объем продаж» .

Выделите ячейку С7 , введите в нее значение 7 и нажмите клавишу Enter .

Убедитесь, что в связи с изменением данных в таблице диаграмма перестроилась c учетом новых значений.

В результате всех вышеперечисленных действий отформатированная

таблица должна выглядеть следующим образом:

Объем продаж принтеров

Наименования

Количество,

Принтер лазерный, ч/б

Принтер лазерный, цв.

Принтер струйный, ч/б

Принтер струйный, цв.

Принтер матричный, ч/б

Задание 2. Использование условного форматирования при расчетах.

1. Перейдите на новый рабочий лист «Лист2» и присвойте ему имя

«Финансы».

2. Выделите и объедините диапазон ячеек А1:Е1 , установите горизонтальное выравнивание – по центру и введите заголовок таблицы:

Движение денежных средств.

3. Выделите диапазон ячеек А2:Е9 и установите для выделенных ячеек внешние и внутренние границы, используя на вкладке «Главная» кнопку и шаблон «Все границы» .

Copyright by Livanov Roman, 2002-2014

4. Оформите шапку таблицы.

В ячейку А2 введите Месяц .

В ячейку В2 введите На начало периода.

В ячейку С2 введите Доходы .

В ячейку D2 введите Расходы .

В ячейку Е2 введите На конец периода.

Выделите диапазон ячеек А2:Е2 и установите для них отображение –

переносить по словам , горизонтальное и вертикальное выравнивание –

по центру , начертание шрифта – курсив .

5. Заполните данными столбец «Месяц» с использованием автозаполнения.

В ячейку А3 введите название месяца Январь .

Наведите курсор мыши на маркер заполнения ячейки А3 и, удерживая ЛКМ,

протяните курсор до 8-й строки включительно. В результате в столбце появятся названия месяцев с января по июнь.

В ячейку А9 введите Итого за полугодие и установите для этой ячейки перенос по словам.

6. Заполните ячейки таблицы исходными числовыми данными.

В ячейку В3 введите значение 1000 .

Заполните данными столбцы «Доходы» и «Расходы» «На конец периода» и «На начало периода» .

Выделите ячейку Е3 и введите в нее формулу следующего вида: =B3+C3–D3

Нажмите клавишу Enter – при этом в ячейке появится результат расчета по формуле: 980 .

Выделите ячейку В4 и введите в нее формулу: =Е3

Откопируйте формулу в остальные ячейки этого столбца.

8. Установите для ячеек с числами в таблице денежный формат.

Выделите диапазон ячеек В3:Е8 и задайте команду контекстного меню

«Формат ячеек».

В диалоговом окне на вкладке «Число» выберите числовой формат –

денежный , число десятичных знаков – 0 , обозначение – $ и нажмите кнопку «ОК» .

9. Рассчитайте суммарные доходы и расходы за полугодие.

Выделите ячейку С9 , щелкните по кнопке автосумма на вкладке

«Главная» и нажмите клавишу Enter .

Откопируйте полученную функцию вправо по строке в ячейку D9 .

10. Рассчитайте финансовый результат деятельности.

Выделите диапазон ячеек А12:D12 , объедините их и установите горизонтальное выравнивание – по правому краю .

Введите в получившуюся ячейку: Финансовый результат: прибыль (+),

убыток (–).

В ячейку Е12 самостоятельно введите формулу для расчета финансового результата как разности между суммарными доходами и суммарными расходами за полугодие.

в архиве содержиться 6 лабораторных работ по теме EXCEL, при выполнении которых учащиеся на практике закрепят свои знания об табличном редакторе и работе с ним, а учитель сможет их оценить.


«Лабораторная работа 1 Excel »

Лабораторная работа № 1

«Создание и форматирование таблицы»

Цель: Научиться создавать и форматировать таблицу в табличном редакторе Excel .

Ход работы:

Создайте таблицу следующего вида на первом рабочем листе.

Вид полезных
ископаемых

Единица
измерения

Общегеологические запасы

В том числе
разведанные запасы

Природный газ

При создании таблицы примените следующие установки:

    основной текст таблицы выполнен шрифтом Courier New 12 размера;

    текст отцентрирован относительно границ ячейки;

    чтобы текст занимал в ячейке несколько строк, используйте режим Формат – Ячейка – Выравнивание ;

    добавьте сверху вашей таблицы 1 строку;

    впишите заголовок « Полезные ископаемые»

    закрасьте заголовок зеленым цветом

    выполните обрамление таблицы синим цветом, для этого используйте режим Формат – Ячейка – Граница .

Сохраните готовую таблицу в сетевой папке.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа 4 Excel »

Лабораторная работа № 4

«Работа с таблицей. Построение диаграммы»

Цель: закрепление навыков работы с Мастером диаграмм.

Ход работы:

Создайте таблицу следующего вида на рабочем Листе 1.

результаты опроса"Ваши увлечения"

возраст

вид увлечения

среднее значение

просмотр кинофильмов

посещение театров

посещение клубов

экскурсии

горные лыжи

морские круизы

рыбалка и охота

нет увлечения

Заполните столбец «среднее значение», посчитав его для каждого увлечения с помощью функции Среднее значение.

С помощью кнопки «Уменьшить разрядность», на панели инструментов Форматирование, уменьшите разрядность в столбце «среднее значение» до целых чисел.

С помощью Мастера диаграмм постройте объёмный вариант круговой диаграммы по столбцам: «вид увлечения» и «среднее значение». Диаграмма должна содержать:

    Название,

    Подписи данных в долях,

    Легенду, размещенную в низу,

    В сегменте «морские круизы» измените цвет на ярко голубой.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа 6 Абсолютная адресация эксель »

Лабораторная работа № 6

«Ввод и работа с формулами. Абсолютная и относительная адресация ячеек».

Цели: Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул. Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы. Развитие умения пользоваться различными видами адресации при решении различных типов задач. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel . Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.

Ход работы:

1) На листе 1 Создайте следующую таблицу:

    В столбце Е вычислите стоимость каждого товара.

    В ячейке Е10 вычислите общую стоимость товара с помощью автосуммы.

    Заполните столбец F , вычислив долю покупки по формуле: Доля покупки = стоимость / общую стоимость.

Примечание:

2) На листе 2 создайте и заполните следующую таблицу:


Произведите расчеты во всех строках таблицы.

Формулы для расчета:

Выпуск продукции = Количество выпущенных изделий*Отпускная цена одного изделия

Себестоимость выпускаемой продукции = Количество выпущенных изделий*Себестоимость одного изделия

Прибыль от реализации продукции = Выпуск продукции - Себестоимость выпускаемой продукции,

Рентабельность продукции = Прибыль от реализации продукции/Себестоимость выпускаемой продукции

На строку расчета рентабельности продукции наложите Про центный формат чисел. Остальные расчеты производите в Де нежном формате .

Формулы из колонки «С» скопируйте автокопированием вправо по строке в колонки « D » и «Е».

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 3 по экселю »

Лабораторная работа № 3

«Ввод и работа с формулами».

Цель: закрепление навыков по заполнению, редактированию, оформлению электронных таблиц и использованию в них формул.

Ход работы

      На Листе 1 создайте приведенную на рисунке таблицу:


      Скопируйте созданную вами таблицу на Лист 2 .

      В таблице на листе 1 в ячейке С14 с помощью автосуммы найдите максимальное значение площади;

      В ячейке D 14 тем же способом минимальное значение населения.

      Заполните диапазон Е3:Е13 высчитав плотность населения по формуле: население /площадь.

      В ячейке Е14 выведите среднее значение площади населения.

      Результат работы покажите учителю

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №5 по excel»

Лабораторная работа № 5

«Создание графиков математических функций с помощью Мастера диаграмм»

Цель: Закрепление навыков по построению математических функций с помощью Мастера диаграмм в табличном редакторе Excel .

Ход работы:

Задание 1

С помощью Мастера диаграмм создайте на Листе 1 график функции y = x 3 .


, с шагом изменения х 0,5.

Задание 2

С помощью Мастера диаграмм на Листе 2 создайте график функции

График строится на промежутке
с шагом изменения х 0,2.

Пояснение: величину
можно заменить величиной

Задание 3

На Листе 3 создайте следующую таблицу для расчетов стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара.

Курс доллара:

67 , 3

Цена в долларах

Цена в рублях

Болгария

Бразилия

Покажите работу учителю

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа2 эксель »

Лабораторная работа № 2

«Ввод и работа с формулами. Автозаполнение таблиц»

Цель: Освоение технологии ввода текстовых и числовых данных, осуществление ввода и вычисление формул.

Ход работы:

Создайте следующую таблицу:

Оклад сотрудников

премии сотрудников

итого начислено

подоходный налог

итого к выдаче

Занесите в таблицу исходные данные:

1-й столбец – номера от 1 до 6;

2-й столбец – любые шесть фамилий;

3-й столбец – любую сумму оклада в диапазоне от 1000 до 10000;

4-й столбец – любую сумму премии в диапазоне от 100 до 3000.

5-й столбец – Оклад сотрудников + премии сотрудников

6-й столбец – итого начислено / 100 * 13

7-й столбец – итого начислено – подоходный налог.

Примечание:

    помните, что любая формула начинается со знака =;

    помните, что вы всегда можете воспользоваться автозаполнением.